Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как «злой преподаватель», как «хитрый торговец» и т.д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то «чистых» общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие «межличностная роль» как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он «рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения» и т.д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений (Шибутана, 1968). Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений. Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы — чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что «набор» этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:
Е Complexity of object
Ведущий: Но похоже и этот взгляд вас чем-то не устраивает? Наташа: Да. Ощущением пугающей неожиданности. Ведущий: Наташа, посмотрите на себя с разных точек пространства. Найдите то место, взгляд откуда позволяет вам испытывать такие чувства, которые вы хотели бы испытывать, вспоминая это событие. Наташа: Когда я смотрю с улицы на себя через большее витринное стекло, то это самый уравновешенный взгляд. Да, вот это переживание меня устраивает. Существует два качественно различных способа вспоминать о чем-либо. Приведенный фрагмент семинара демонстрирует нам оба эти способа. Создавая зрительный образ ситуации, можно видеть себя как бы со стороны. Это похоже на то, если бы вы смотрели фотографию или фильм о самом себе. В другом случае, вспоминая событие, человек смотрит на все происходящее своими собственными глазами. Он внутри ситуации. Человек может видеть руки, ноги, но голову свою он не видит. Если мы смотрим на ситуацию своими собственными глазами, то свое лицо мы можем увидеть лишь с помощью зеркала. Когда человек, вспоминая какое-то событие, видит все происходящее как бы со стороны, то это называется диссоциированным состоянием. В этом состоянии теряется непосредственный доступ к чувствам и переживаниям, которые были в реальной ситуации. Человек может испытывать какие-то чувства по поводу того, как он выглядел в той или иной ситуации, нравится ли ему, что там происходило или нет и т. п. Но это уже другие чувства и переживания. В диссоциированном состоянии мы можем смотреть на ситуацию с любой точки зрения, кроме точки зрения наших собственных глаз. Взгляд на ситуацию своими собственными глазами называется ассоциированным состоянием. В этом случае человек находится внутри своего опыта. Он имеет доступ ко всем переживаниям, которые были в этой ситуации. Человек в данном случае видит все то, что он видел, когда событие реально происходило. Люди, обычно, на уровне сознания не контролируют процесс диссоциации-ассоциации. Он протекает независимо от их воли и желания. Зная же, как изменяют наши переживания то и другое состояния, можно произвольно контролировать свое самочувствие. Вспомните череду событий, до сих пор вызывающих неприятные переживания. Большинство из них уже давно можно вспоминать с улыбкой. Негативные переживания часто связаны с тем, что мы все еще находимся внутри неприятной ситуации. Мы ассоциированы со всем происходившим, следовательно, имеем доступ ко всем эмоциям, которые там возникали. Чтобы перестать испытывать дискомфорт, достаточно диссоциироваться от тревожащего воспоминания. Сделайте как бы шаг из ситуации и посмотрите со стороны, что вы делали, как вы выглядели в момент, когда протекало событие. Мысленно посмотрите фильм о самом себе. Если этот фильм цветной и яркий, то сделайте его черно-белым и уменьшите яркость. В результате данное воспоминание перестанет вас волновать. Вы сможете спокойно к нему вернуться и проанализировать все свои действия. Скорее всего, вы извлечете какой-то полезный опыт. Со стороны часто бывает виднее: что и как.