1) конъюнктивные — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется
F Comhlexite de 1'objet de prevision (de la prospective)
Если вы вдруг ощутили, что жизнь стала безрадостной, возможно, вам поможет процедура ассоциирования с приятными воспоминаниями. Каждый человек может вспомнить множество событий, когда он был счастлив. Вероятно, часть из этих событий вы воспринимаете, находясь в позиции стороннего наблюдателя. Некоторые люди все свои радостные воспоминания рассматривают исключительно с позиции наблюдателя. Скорей всего это они изобрели фразу: «Нет счастья в жизни». Если вы диссоциируетесь от своих приятных воспоминаний, то потеряете те чувства и эмоции, которые наполняли эту ситуацию. Чтобы вернуть себе свежесть радостных воспоминаний достаточно заново ассоциироваться с ними. Другими словами, снова войдите внутрь некогда приятного воспоминания и посмотрите на все происходящее своими собственными глазами. Разглядите, что находилось вокруг вас, когда вы были счастливы и ваши чувства снова вернутся к вам во всей полноте и многообразии. Иногда люди говорят, что «воспоминания нахлынули на них и вновь довелось ощутить все, что было давным-давно». Часто такого рода переживания есть результат процесса ассоциации с воспоминанием какого-либо прошлого события. В данном случае — это следствие некоторого неконтролируемого внутреннего процесса нашей психики. Однако, человек может произвольно вызывать описанное состояние. Каждый из нас испытывал разочарование в близких или просто знакомых людях. Довольно часто приходится слышать высказывания типа: «Надо же, я считал его хорошим человеком, а он оказался совсем не таким». Обычно, далее следует перечень эпитетов обозначающих те или иные негативные стороны человеческой натуры. Вспомните, как резко меняется в этой ситуации ваш взгляд на существующие взаимоотношения. Это важный личный опыт. Он блестяще иллюстрирует разницу между диссоциированным и ассоциированным восприятием одного и того же события. Человек бывает разным. Он совершает много поступков. Одни из них нам нравятся, другие — нет. Если вы будете ассоциированы во всех ситуациях, когда он делал то, что вам нравится и диссоциируетесь от всех ситуаций, где он был «не на высоте», с вашей точки зрения, то рядом с собой обнаружите «хорошего парня», или «замечательную подругу». Если же сделаете прямо противоположное, то окажетесь в компании «отвратительного типа». Многие люди проделывают подобного рода преобразования со своим восприятием окружающих. Обычно, такие изменения связаны с каким-то значительным событием в жизни. Так, например, супруги после развода часто диссоциируются от всего хорошего, что у них было в совместной жизни и ассоциируются со всем плохим и неприятным. Вот и готово воспоминание о муже или жене «испортившим» столько лет жизни. В ситуации развода описанные преобразования могут выполнять конструктивную роль. Они позволяют смягчить последствия психологической травмы, связанной с произошедшим событием, избежать ощущения «жизненного краха» или разочарования в людях вообще. Но куда печальнее, когда подобное изменение происходит после свадьбы или, например, начала совместного с кем-то дела. Вряд ли в этом случае супружество будет счастливым, а деловое сотрудничество — успешным. Как-то на консультацию пришла мама по поводу своего сына. Она считала его неудачником и долго перечисляла все неприятности, которые произошли с ее мальчиком. Мы стали выяснять, как она пришла к такому неутешительному выводу о своем ребенке. Оказалось, что мама была ассоциирована при воспоминании о любых неудачах сына, и имела полный доступ ко всем неприятным переживаниям, возникающим в этих случаях. Когда же происходили события, связанные с успехами ее мальчика, она видела все с точки зрения стороннего наблюдателя. Другими словами, она была диссоциирована при восприятии данных событий, что не позволяло во всей полноте ощутить радость от происходившего. При встрече с мальчиком выяснилось, что он тоже считает себя неудачником. Кроме того, маме удалось не просто передать сыну свой взгляд на положение дел, но она еще и транслировала ему свою стратегию сортировки удачных и неудачных жизненных событий. Мальчик диссоциировался от всех ситуаций, в которых он был эффективен и достигал успеха, и ассоциировался с ситуациями своей жизни, в которых он терпел неудачу. Причем сын владел стратегией даже лучше, чем мама. Он мог диссоциироваться прямо в момент протекания события. Например, когда он хорошо отвечал у доски в школе, то воспринимал все происходящее с того места за партой, где обычно сидел. Он как бы наблюдал за собой, отвечающим у доски. Если же удачный ответ был с места, то он смотрел на себя глазами учителя, т.е. с той точки пространства, где находился учитель. Когда ответ был неудачным, то диссоциации не возникало, и мальчик в полной мере испытывал все неприятные переживания, связанные с данной ситуацией.