готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.; 2) дизъюнктивные чувства — сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже
Характеристика объекта прогнозирования, определяющая разнообразие его элементов, свойств, отношений.
Мама и сын владели всего одним способом сортировки данного аспекта своего субъективного опыта. Потратив немного времени, они обучились другому способу. Они вспомнили все неудачи сына и диссоциировались в своих воспоминаниях от этих событий. Научились смотреть на них с точки зрения стороннего наблюдателя. Затем они перебрали ситуации, в которых сын был эффективен, добивался успеха, и ассоциировались с ними в своих воспоминаниях. В результате они получили доступ к переживаниям, возникающим при достижении поставленной цели, при эффективном и успешном решении каких-либо задач. Ощущать себя победителем — более конструктивный способ жить, чем чувствовать себя проигравшим, неудачником. В опыте человека есть множество и тех, и других ситуаций. Ваше самоощущение будет напрямую зависеть от того, с каким классом ситуаций вы ассоциируетесь, а от какого диссоциируетесь. Обычно, когда происходит что-то в настоящем, мы находимся в ассоциированном состоянии. Но возможна диссоциация непосредственно в тот момент, когда событие происходит. Мальчик как раз так и делал. Но в его случае, это было неконструктивно, так как он отсоединялся от переживаний успеха, достижения чего-либо. Диссоциация в настоящем бывает полезна, если вы попадаете в психотравмирующую жизненную ситуацию, которая перенасыщена сильными переживаниями. При этом взгляд со стороны на самого себя позволяет, как минимум, ослабить накал негативных эмоций. Механизм диссоциации использован в процедуре, позволяющей избавиться от очень сильных эмоциональных переживаний. Например, переживаний, которые захватывают человека в трагические моменты жизни или от страхов, преследующих нас и мешающих жить. Содержание события, порождающего, к примеру, переживание страха, может быть различным. Люди способны бояться буквально всего, что есть в окружающем нас мире. Многие страхи вообще относятся к воображаемым предметам, явлениям или существам. Все знают какой сильный страх порой испытывают дети относительно некоторых сказочных персонажей. Правда, и взрослые частенько очень искусно создают себе «страшилки». Человек, испытывающий сильный страх, ассоциирован с ситуацией, порождающей переживание. Поэтому суть процедуры состоит в том, чтобы эффективно диссоциироваться от данной ситуации. Обратимся к записи фрагмента одного из наших семинаров. Можно отметить, что знание содержания события, вызывающего эмоцию, совсем не обязательно для успешности осуществления процедуры. Содержание притягивает наше внимание и мешает увидеть последовательность шагов процедуры. С учетом этих особенностей выбран как раз тот фрагмент семинара, где человек не описывает ситуацию, порождающую страх. Ведущий: Итак, Николай, вы хотите изменить свою реакцию на некоторую жизненную ситуацию.