<Нарциссизм, как и эгоизм, — это чрезмерная компенсация изначального недостатка любви к себе. Эрих Фромм, Бегство от свободы, 1941> Рассмотрим и такой аспект. Благодаря свойственному нам нежеланию принимать критику, мы легко можем приписать окружающим более лестное мнение о нас, чем есть на самом деле (DePaulo et al., 1987; Kenny & Albright, 1987). Люди, пребывающие в состоянии умеренной депрессии, смотрят на вещи более трезво, и обычно их мнение о самих себе совпадает с мнением окружающих, что — и это понятно — может в некоторых случаях вызвать депрессию (Lewinsohn et al., 1980). Невольно начинаешь думать, что Паскаль, возможно, прав: «Если бы все мужчины знали, что говорят о них другие, в мире не было бы и двух пар друзей. Я считаю это непреложным фактом». <В глаза никто не скажет нам того, что говорят за глаза. Паскаль, Мысли, 1670> Авторы «теории управления страхом» (terror management theory) Джефф Гринберг, Шелдон Соломон и Том Пышински предлагают другое объяснение адаптивности позитивной самооценки (Greenberg, Solomon & Pyszczynski, 1997): они считают ее неким амортизатором тревожности, в том числе и тревожности, причиной которой является наша неминуемая смерть. В детстве мы усваиваем, что если ведем себя так, как учат родители, нас любят и защищают, если же демонстрируем непослушание, нам может быть отказано и в том и в другом. А это приводит к тому, что позитивная самооценка начинает ассоциироваться с чувством защищенности. Гринберг и его коллеги утверждают, что позитивная самооценка — т. е. восприятие самого себя как хорошего и защищенного — даже спасает нас от страха перед собственной неизбежной кончиной. Результаты их исследований свидетельствуют: напомнив людям о том, что они смертны (например, предложив им написать небольшое эссе о смерти), можно укрепить их во мнении о собственной значимости. Более того, высокая самооценка спасает человека от излишней тревожности при столкновении с опасностью.
Нравится нам это или не нравится, но английский язык стал своеобразным музыкальным эсперанто, как в свое время универсальным языком оперы был итальянский. Для развития оперных школ на других языках потребовалось время - не будем же излишне нетерпеливы по отношению к року. Но, после того как стадия ученичества остается позади, слепое копирование чужих образцов может лишь затормозить процесс развития собственной музыки.
Как мужчины, так и женщины могут принимать тестостерон перорально (глотая), сублингвально (таблетки под язык), путем инъекции или путем имплантации капсулы (Morales et al., 2000; Redmond, 1999; Winters, 1999). У мужчин может быть использован специальный пластырь (transdermal skin patch), и в ближайшем будущем, скорее всего, появится возможность вводить тестостерон тем же способом и женщинам. Женщины могут применять также специальные виды вагинальных кремов с тестостероном. Однако специалисты предостерегают от чрезмерного употребления тестостерона. Если вы примете дозу больше, чем необходимо, то либидо и общий уровень энергии может и не повыситься, а возникнет тот или иной побочный эффект, описанный ранее. Мозг и сексуальное возбуждение Из опыта мы знаем, что мозг играет важную роль в нашей сексуальности. Наши мысли, эмоции и воспоминания — все переплетается благодаря его сложному механизму. Мы можем приходить в сексуальное возбуждение без всякой сенсорной стимуляции; в данном случае его вызывает наша фантазия, представление эротических образов или сексуальных действий. Иногда некоторые люди даже достигают оргазма, только фантазируя и не подвергаясь при этом никакой физической стимуляции (Kinsley et al., 1948, 1953; Whipple et al., 1992; Whipple & Komisaruk, 1999). Мы знаем, что конкретные события могут вызвать у нас сексуальное возбуждение. Менее очевидна роль индивидуального опыта и культурного влияния, наш мозг в данном случае — посредник между ними. Вполне очевидно, что мы по-разному реагируем на одинаковые стимулы. Некоторые люди могут сильно возбуждаться, если их партнеры употребляют откровенные слова и выражения, касающиеся секса; других, наоборот, такие слова пугают или гасят их сексуальное возбуждение. Культура также играет существенную роль в стимуляции сексуального возбуждения, что показано во вставке «Культурные различия и сексуальное возбуждение». Например, многих европейцев может возбуждать запах выделений из гениталий в отличие от представителей нашего общества, привыкшего к дезодорантам. Мозг — кладовая наших воспоминаний и культурных ценностей, и, как следствие этого, он оказывает крайне сильное воздействие на сексуальную возбудимость. Лики сексуальности. Культурные различия и сексуальное возбуждение И хотя в основе сексуального поведения человека лежат универсальные биологические механизмы, тем не менее культурное влияние во многом определяет то, какие сексуальные стимулы или типы поведения (или и то и другое) покажутся тому или иному человеку особенно возбуждающими. Так, на Западе, где сексуальная активность стремительно направлена на достижение оргазма, оптимальными чаще всего считаются действия по возбуждению гениталий. А вот приверженцы восточной тантрической традиции (в которой сексуальность тесно взаимосвязана с духовностью) часто испытывают наибольшее удовольствие, акцентируя чувственные и духовные аспекты обоюдной близости, а не оргазменное высвобождение (Devi, 1977). Далее мы коротко приведем примеры других культурных различий в сексуальном возбуждении человека. Поцелуй в губы, этот универсальный источник сексуального возбуждения для западного человека, может быть редок или и вовсе отсутствует в сексуальных отношениях людей других частей света. Так, эскимосы Северной Америки и жители Тробриандских островов скорее выразят любовь, потершись носами, чем губами, а в южноафриканском племени тонга поцелуй вообще считается чем-то отвратительным и неприятным. Индусы также не склонны целоваться, потому что они считают, что такой контакт символически оскверняет сексуальный акт. Клиллан Форд и Фрэнк Бич (1951) обнаружили, что только в 21 стране были приняты поцелуи в губы, и только в 13 странах поцелуи считались сексуальной прелюдией или сопровождением совокупления. Оральный секс (куннилингус и фелляция) — распространенный источник сексуального возбуждения в островных обществах южной части Тихого океана, в промышленных странах Азии и в большинстве стран на Западе. Зато в Африке (кроме северных регионов) такая практика считается неестественным и отвратительным поведением.