Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М., 1991. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1990. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск, 1988.
69
Вот очень интересный подсвечник, а рядом шкатулка. На крышке выведен какой-то загадочный знак. Я вижу две массивные деревянные двери в углах комнаты. (Ирина замолкает и через некоторое время открывает глаза). Ведущий: Спасибо, Ирина, за описание. Действительно, в вашей комнате любой предмет — это воплощение мастерства. Даже воздух пропитан данным качеством. А теперь вернемся к тому занятию, которое вы осваивали в последние месяцы. Ирина, можно это сделать в той комнате? Ирина: Да, вполне... Возьмите все, что вам необходимо. Вернитесь в комнату вашего мастерства. Располагайтесь там, где вам будет удобно и займитесь своим делом. Если хотите, закройте глаза. А пока Ирина обучается мастерству в новом виде деятельности, я расскажу, что еще можно сделать в комнате мастерства. Ну, во-первых, все великолепие комнаты, как, впрочем, и она сама, есть ни что иное, как оформившиеся в виде образов вещей и предметов разнообразные психические процессы, Я не берусь отстаивать истинность этого утверждения. Хочу лишь подчеркнуть, если вы решили использовать данную процедуру, то целесообразно придерживаться приведенного убеждения. Каждая вещь в комнате — это какой-либо психический процесс, обеспечивающий мастерство выполнения определенной деятельности. Мы уже говорили о том, что существуют «предметы силы». По аналогии можно назвать все, что находится в комнате «предметами мастерства». Психологическая подоплека воздействия на человека «предметов мастерства» та же самая, что и «предметов силы». Как можно использовать все разнообразие вещей в комнате? Каждый предмет имеет свое практическое значение. Например, за круглым столом Ирина может мысленно посидеть с кем-либо из окружающих и найти решение возникших проблем. Кресло — хорошее место для размышлений. Лежа на диване, можно увидеть «вещий сон». Так один из участников семинара использовал диван в своей «комнате мастерства» для поиска оригинальных решений возникающих задач. Размышляя над проблемой и чувствуя, что запутался в хитросплетениях мысли, он применял следующий прием. Ложился днем в своей квартире на диван, закрывал глаза и создавал зрительный образ «комнаты мастерства». В комнате он так же устраивался поудобнее на диване и «смотрел» сны о своей задаче. Вернее, о способах ее решения.