Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временнбх характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные допуски опозданий с соответствующими их значениями.
E Fulness of basic information
1. Создать образ ситуации, в которой человек решил быть эффективным. Образ в данном случае выступает представителем некоторого класса жизненных ситуаций или определенного вида деятельности. Деятельности, в которой человек хочет стать мастером. Кстати, хотя мы и работаем в первую очередь со зрительными образами, но это не мешает присутствию в образах звуков, тактильных ощущений и вообще любых ощущений других модальностей. 2. Создать образ ситуации, в которой человек уже является мастером. Желательно, чтобы мастерство проявлялось в сфере, аналогичной той, с которой он имеет дело на первом шаге. В нашем примере и та и другая ситуации были из области общения. О том, как понимается мастерство, говорилось уже ранее. Хотелось бы лишь повториться, что человек является мастером во множестве сфер своей жизни. Тех, кто не умеет хоть что-то делать мастерски, просто не существует. 3. Последний шаг состоит в одновременном созерцании двух образов, расположенных пространственно прямо перед человеком на одной линии друг за другом. Передний план — образ из первого шага, задний план — картинка из шага второго. Это делается или с открытыми глазами или с закрытыми, как удобно. Психологический образ выступает в роли регулятора человеческого поведения. При этом такие параметры образа, как: цвет, четкость, объемность и т. п. — определяют различные особенности поведенческих реакций. Об этом подробнее говорилось в предыдущих разделах нашего повествования. Перечисленные характеристики образа можно перенести на любой другой психический образ человека. Например, черно-белое изображение сделать цветным, размытую и плоскую картинку трансформировать в четкую и объемную. В результате измененный образ будет по-иному регулировать человеческую активность, как внешнюю, так и внутреннюю. У людей появляются новые способы реагирования в проблемных ситуациях. Подобные изменения вполне можно осуществлять целенаправленно, придавая поведению те или иные желательные качества. Если человек находит образ, регулирующий успешную деятельность, то именно параметры этого образа вызывают к жизни те процессы, которые определяют эффективность поведения. Остается только образы, управляющие малорезультативной деятельностью, трансформировать, придав им соответствующие характеристики. В этом случае в структуре неэффективной реакции появляются процессы, ранее обеспечивающие человеку успех в иных сферах жизни. Описанная выше процедура как раз и позволяет осуществить целенаправленное изменение образа, как регулирующего звена в цепи целостного человеческого поведения. Человек ставит сам себе задачу — стать эффективным в какой-то области жизни. Процедура создает условия, при которых, под углом зрения задачи, психика самостоятельно осуществляет необходимые изменения. Несколько иной вариант изменения иллюстрирует следующая история. Однажды на консультацию пришел человек с жалобой на неустойчивость своих устремлений. Он брался за какое-либо дело, но все время колебался, размышляя о целесообразности своего занятия и мучился сомнениями в успехе. В итоге обычно останавливался на полпути. Во время беседы выяснилось, что ему очень нравится гулять в лесу. Психолог предложил сходить на прогулку в хвойный лес. Выбрать любую понравившуюся ель и наблюдать за ней в течение полутора часов.