Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное расстояние (45—120 см), социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп. Так, например, в ряде экспериментов показано, каким должно быть оптимальное размещение членов двух дискуссионных групп с точки зрения «удобства» дискуссии (рис. 6). В каждом случае члены команды — справа от лидера. Естественно, что не средства проксемики в состоянии обеспечить успех или неуспех в проведении дискуссий; их содержание, течение, направление задаются гораздо более высокими содержательными уровнями человеческой деятельности (социальной принадлежностью, позициями, целями участников дискуссий). Оптимальная организация пространства общения играет определенную роль лишь «при прочих равных», но даже и ради этой цели изучением проблемы стоит заниматься. Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название хронотопов. (Первоначально этот термин был введен А.А. Ухтомским и позднее использован М.М. Бахтиным). Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это «вагонный попутчик». Исследования хронотопов не получили особого распространения, между тем они могли бы в значительной мере способствовать выявлению механизмов коммуникативного влияния.
F Plenitude (caractere exhaustif) de information
Мужчина выполнил рекомендацию. Он сходил в лес, нашел красивое пушистое дерево и просидел перед ним положенное время. Человек сидел и недоумевал, как созерцание ели поможет разрешить беспокоящую проблему. Лишь авторитет психолога побудил его на столь непривычный поступок. Наблюдая за деревом, он мысленно перебирал одну за другой ситуации колебаний, сомнения в успехе, вспоминал недоведенные до конца начинания. И все это происходило на фоне ели, которая в течение года остается постоянно зеленой. В результате человек изменился. Его подсознание уловило суть метафоры, а поведение обрело необходимое качество — постоянство. Во многих мистических учениях существуют представления о вещах, которые помогают человеку в различных жизненных ситуациях. Да, и в быту люди пользуются подобного рода идеями. Мистики порой называют такие вещи «предметами силы». Действительно, человека окружает множество предметов, являющихся символами тех или иных качеств. Мы говорим: «Твердый, как камень; спокойный, как водная гладь; сильный, как ураган; большой, как слон; маленький, как мышка». Это перечисление можно продолжать до бесконечности. Удерживая внимание на подобных предметах, человек получает доступ к переживанию их главного символического качества. В истории с елью таким качеством было постоянство. Человек перебирал свои неудачи и размышлял о трудностях на фоне символа постоянства. В итоге последний оказался встроенным во множество жизненных событий, где ему как раз и не хватало этого качества. Подсознание уловило смысл метафоры с елью, обобщило полученный опыт и сделало доступным умение быть постоянным в соответствующих проблемных ситуациях. Надо заметить, что в приведенном примере изменение происходило в состоянии легкого транса. Человек совершил действие, абсурдное с точки зрения «здравого смысла». Такие вещи сопровождаются изменением состояния сознания в целом, чем и характеризуется транс. Кстати, чтобы получить подобный результат, совсем не обязательно куда-то далеко ходить. Все можно сделать, сидя на стуле. Вот короткий фрагмент семинара, иллюстрирующий эту психотехнологию. Ведущий: У вас, Алексей, есть зрительный образ проблемной ситуации? Алексей: Да, есть. Ведущий: Содержание пока оставьте при себе. Нас оно только будет отвлекать от процедурных моментов. Теперь подумайте и найдите то природное явление, которое обладает качеством, необходимым вам в проблемной ситуации. Это может быть ураган с его силой, дождь, освежающий все вокруг, лед, сковавший реку или горячий источник с его теплом. Найдите что-то подобное и создайте зрительный образ явления.