Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Берн 3. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.
E Infonnativeness of variable
Способы, какими люди организуют свое поведение, всегда имеют определенный смысл в контексте их личностной истории. Этот смысл часто неизвестен нашему сознанию. Порой он настолько «экзотичен», что сознание просто не имеет возможности его понять. Именно поэтому, меняя что-то в человеке, важно не разрушать уже имеющиеся формы реагирования, а добавлять новые варианты поведения. У людей появляется выбор: то ли воспроизводить прежнюю форму поведения, то ли сделать что-то новое. И если этот новый способ реагирования оказывается более эффективным и с точки зрения результата, и с точки зрения сохранения целостности личности, то он будет использоваться человеком в повседневной жизни. Ирина, пока я тут говорил, вы наверняка уже обнаружили ту область, в которой являетесь мастером. Ирина: Да, я нашла то, что мне очень хорошо удается делать. Ведущий: Вот и замечательно. Вы помните, мы решили не раскрывать содержание вашего личного опыта. Нам важно четко обозначить процедуру. А содержание будет только отвлекать внимание. Ирина, у вас есть зрительный образ той ситуации, где вы что-то делаете мастерски. (Она кивает головой). Это статичное изображение, или сюжет имеет какую-то динамику? Ирина: Да, события развиваются в определенном порядке. (Ирина разводит руками вокруг себя). Ведущий: Ирина, ваш жест руками указывает, что вы находитесь внутри ситуации. Вы смотрите на все происходящее своими собственными глазами. Другими словами, вы ассоциированы с ситуацией. (Она кивает головой в такт словам ведущего). Вернитесь в начало ситуации и обратите внимание, какие звуки или слова возникают по мере ее развертывания. Еще раз пусть все события протекут от начала и до конца. А вы обратите внимание на ваши ощущения, переживания, возникающие по мере продвижения действия к завершению... А теперь выйдите из ситуации, посмотрите на все происходящее с точки зрения наблюдателя. Представьте, что перед вами разворачивается некое действие, где вы что-то делаете очень хорошо, просто мастерски. Это может быть фильм о вас или сцена из спектакля о вашей жизни. Вы зритель. Вы видите себя на сцене или экране. Говоря иначе, диссоциируйтесь от ситуации. Просмотрите все происходящее от начала до конца. Теперь у вас есть два динамичных образа одной и той же ситуации. Ситуации, в которой вы что-то делаете очень хорошо. В одном случае вы ассоциированы со всем происходящим, в другом вы от него диссоциированы.