Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
Дисконтирование информации об объекте прогнозирования
Другой участник семинара, размышляя о некоем сложном вопросе, любил ходить по своему рабочему кабинету от стола к стене и обратно. Когда он воссоздал комнату личного мастерства, то обнаружил на полу красивую ковровую дорожку. Она тянулась от письменного стола до камина у противоположной стены. Мужчина стал использовать свою ковровую дорожку, мысленно путешествуя по ней в поисках важных решений. Он заметил, что приближение к камину сопровождается ощущением тепла. Через некоторое время вся цепочка реакций как бы выпрямилась и сократилась. Достаточно было вызвать ощущение тепла и интенсивность мыслительного процесса возрастала. Человек получил быстрый и эффективный способ доступа к своему ресурсному состоянию. В «комнате мастерства» можно посидеть за письменным столом, обдумывая очередную статью, курсовую работу или важное послание. Есть возможность воспользоваться ручкой с золотым пером. Она помогает найти подходящую форму изложения мысли. Вы, конечно, заметили, Ирина часто упоминала о золоте и позолоченных предметах в своем рассказе. Дело в том, что в нашей культуре золоту приписывается качество абсолютной ценности. Именно этим качеством — высшей ценности — обладает мастерство. Практика показывает, что золотой цвет часто встречается в описаниях комнаты личного мастерства. Еще можно отметить изысканность всех предметов, находящихся в комнате. На каждой вещи как бы стоят клеймо высшей пробы. И неудивительно, ведь все предметы являются символами человеческого мастерства. Еще один интересный способ работы в комнате. Рассказывая, Ирина упомянула о множестве висящих на стенах картин, в красивых золоченых рамах. В любую из этих «рамок мастерства» вы можете вставить картинку своей проблемы. Для этого воссоздайте зрительный образ проблемы. Посмотрите на все происходящее с вами в этой ситуации с позиции стороннего наблюдателя. Другими словами, диссоциируйтесь от беспокоящих вас событий. Затем мысленно возьмите первый кадр проблемной ситуации и вставьте его в «рамку мастерства». И просто смотрите, что будет происходить с изображением в рамке. «Рамка мастерства» — это своеобразный учитель, который позволяет научиться эффективным способам решения проблемы. Обычно первый кадр проблемной ситуации трансформируется в фильм. Этот фильм можно просмотреть несколько раз, пока вы не обнаружите, что произошли определенные позитивные изменения. В заключение ассоциируйтесь со своим собственным образом, т. е. войдите внутрь проблемной ситуации. Ощутите, устраивают ли вас те изменения, которые произошли. Достаточно ли вам их, чтобы быть эффективными и добиваться успеха. Если недостаточно, то вы можете поработать с другой рамкой. Картины в комнате личного мастерства имеют определенное тематическое содержание. Желательно соответствие в самом общем плане проблемы и картины, рамку которой вы используете. Так, например, если картина посвящена взаимоотношениям между людьми, то и проблема берется из этой области. Если же проблема связана с решением технической задачи, то можно найти картину с изображением каких-то машин и механизмов. Ирина, судя по вашему виду, вы с пользой провели время в своей комнате. Расскажите нам, что произошло? Ирина: Я хотела бы рассказать о содержании того дела, в котором совершенствуюсь. Мне будет легче объяснить, что произошло в «комнате мастерства». Ведущий: Хорошо. Раскройте нам ваш секрет.