Ирина: Уже несколько месяцев я учусь вязать. Простая вязка хорошо получается, а вот различные узоры — нет. Все время сбиваюсь, делаю ошибки. Приходится распускать и все начинать сначала. В комнате я занялась вязанием в одном из кресел. С самого начала было чувство, что все получится очень хорошо. И действительно, из под моих спиц пряжа буквально выплывала сантиметр за сантиметром. Я видела, как связанная часть изделия ложится крупными складками ко мне на колени. Еще у меня появилось отчетливое ощущение некоего ритма движения спиц. Этот ритм позволяет не делать ошибок и значительно увеличивает скорость работы. Когда чувствуешь ритм, то уже не надо следить за отдельными движениями рук. Поддерживаешь ритм и работа идет плавно без затруднений. Причем через какое-то время уже нет необходимости следить даже за ритмом. Спицы как бы сами задают его. Можно сосредоточиться на чем-то другом. В конце я вязала и слушала все, что вы говорите. Ведущий: Спасибо, Ирина. Вы дали нам хорошее описание процесса формирования навыка. Сегодня вечером вы на практике проверите дома эффективность своего обучения и завтра нам расскажете. На следующий день Ирина рассказала о своих успехах. Ирина: Я весь вечер дома вязала и получила большое удовольствие. Я поняла, что в этом деле очень важную роль играет ритм. Как только отдельные движения слагаются в ритмический рисунок, работать становится легко и просто. Остается только следить за этим рисунком. Я пробовала вечером вязать несколько разных узоров и обнаружила, что каждый из них слагает свою собственную мелодию. Причем мелодия как-то сама собой запоминается. И в дальнейшем, когда снова вывязываешь этот узор, остается только эта ритмическая мелодия. Все остальные детали просто теряются, в том числе, и сам ритм начинает играть какую-то подчиненную роль внутри мелодии. Приведенные фрагменты семинара позволяют проиллюстрировать, как человек может использовать свои внутренние ресурсы осваивая что-либо новое. Хотелось бы отметить, что путешествие в комнату личного мастерства само по себе очень увлекательное занятие. Это способ соприкосновения со своим внутренним миром. Ведь обычно мы имеем дело с эмоциональным переживанием тех или иных субъективных состояний, а не с их зрительным образом. Посещение же «комнаты мастерства» дает человеку возможность увидеть символическое представление его собственных внутренних состояний. Приведем пошаговое описание процедуры изменения, позволяющей получить доступ к сокровищам личного мастерства. 1. Найдите то, в чем вы считаете себя мастером.
Дисконтирование
Глава 6 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (интерактивная сторона общения)