Олег: Получилось... Интересно, как только я включил метроном, изображение стало более объемным и цвета ярче. Напряжение в пояснице исчезло, а вместе с ним и чувство дискомфорта. Ведущий: Согласитесь, имеет смысл, когда информация представлена объемно, в красках и выдается детально, определенными порциями. Это удобно, этим можно пользоваться. Олег: Я просмотрел сейчас всю ситуацию, вызывающую замешательство и заметил одну особенность. В двух местах звук метронома пропадал, а в образе все замирало на какое-то время. Потом с ударом метронома происходил скачок в развитии действия. Что бы это могло означать? Ведущий: Я могу предположить, что в этих местах у вас пробелы в информации. Олег: Да, согласен. Тут мне кое-чего не хватает. Ведущий: В связи с этим наблюдением Олега хочу заметить, что понимание позволяет структурировать информацию так, что становится очевидным, чего вам не хватает для создания полной картины проблемной ситуации. И еще одно, когда вы собираете из кубиков картинку, то может не хватать нескольких кубиков. Однако, это не мешает увидеть изображение в целом. Понимание хоть и не полное, но возникает. И очень часто такого понимания вполне достаточно, чтобы двигаться дальше к намеченной цели. Далее приведем пошаговое описание процедуры перевода «замешательство» в «понимание». 1. Подумайте о том, что приводит вас в замешательство. Создайте зрительный образ.
по мере удаления моментов их измерения в прошлое.
Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого (I). Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя (II), а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка (III). В двух последних случаях эффективность взаимодействия невелика (Крижанская, Третьяков, 1990). Аналогичный подход предложен и П.Н. Ершовым, который, обозначая позиции, говорит о возможной «пристройке сверху» и «пристройке снизу» (Ершов, 1972). Второй показатель эффективности — адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Уже упоминалась классификация, предложенная в отечественной социальной психологии А.А. Леонтьевым (социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации). Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл называет официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.) (Берн, 1988}. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!»,как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии (Петровская, 1983).