2 Подумайте о чем-то похожем, что вы понимаете. Создайте зрительный образ. 3. Сравните, чем отличается образ замешательства от образа понимания. Различия могут быть не только в зрительных характеристиках, но и в звуковых, а также в ощущениях тела и т. п. 4. Когда у вас будет несколько различий, измените образ своего замешательства так, чтобы он стал таким же, как и понимание по своим характеристикам. Проверьте, возникло ли у вас чувство понимания того, что раньше приводило в замешательство. Если нет, то вернитесь к шагу три и найдите еще несколько отличий. Все это делается до тех пор, пока у вас либо возникнет понимание, либо вы определите, какой конкретно информации вам для этого не хватает. Обычно у разных людей «понимание» сильно отличается друг от друга. То же самое можно сказать и о «замешательстве». Речь идет, в первую очередь, о процессуальной стороне того и другого, а не о итоговом переживании. Так, например, у участницы семинара замешательство было представлено одной небольшой картинкой на расстоянии вытянутой руки, немного левее средней линии тела. При этом она видела, что за этой картинкой находится множество других. Но изображение на них оставалось недоступно. По ее словам, это напоминает колоду карт, где можно разглядеть только первую карту. Понимание же возникало, если карты-картинки раскладывались по одной и создавали как бы панорамное изображение ситуации. Причем она могла тасовать свои картинки, меняя их местами, что позволяло находить новые варианты решения проблемы. Другой участник семинара, находясь в замешательстве, прокручивал перед своим внутренним взором фильм о соответствующих событиях. Но скорость фильма была очень большой, все буквально мелькало перед его глазами. У фильма была как бы звуковая дорожка, где находился записанный комментарий к каждому кадру. Однако, из-за большой скорости речь становилась очень невнятной. Внешне его замешательство проявлялось в суетливости и быстром поверхностном дыхании. Причем разговаривая, он часто жестикулировал, высоко подняв руки. Подобные реакции характерны для человека, когда перед его внутренним взором мелькает большое количество зрительных образов. Человек как бы стремится успеть отреагировать на все, что видит. Понимать наш участник семинара начинал, если фильм приобретал нормальную скорость. В этом случае он мог отчетливо рассмотреть все кадры и услышать свой собственный комментарий к ним. Он успокаивался, что было видно по внешним проявлениям. Субъективно испытывал «облегчение» и «ощущение комфорта».
70
Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности. Типы взаимодействий. Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия — построение классификаций различных его видов. Интуитивно ясно, что практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.