Галина: Давайте я. У меня замешательство представлено в виде вытянутой в длину картинки, расположенной дальше, чем образ понимания. Приблизительно на расстоянии двух метров. Есть фон вокруг изображения. Образ статичен, есть цвет. Картина понимания расположена ближе, приблизительно на расстоянии вытянутой руки. Изображение занимает все пространство, оно цветное, фон отсутствует. Вижу происходящее как бы со стороны, т. е. я диссоциирована от ситуации. В этом отличие от замешательства, там я ассоциирована с событиями. В картине присутствует движение. Ведущий: Спасибо. А теперь, пожалуйста, расскажите вы, Оля. Оля: Мое замешательство — это такая картинка в рамке, расположенная с правой стороны. Там присутствует движение, причем оно слегка ускоренное по сравнению с обычным темпом. Изображение черно-белое. Все это удалено на полтора-два метра. Образ понимания расположен прямо передо мной. Нет рамки, но есть фон, т. е. картина не занимает всего видимого пространства. Изображение динамично, но движение носит прерывистый характер. Все события как бы останавливаются на несколько мгновений, затем вновь продолжаются. За счет этого замедляется общий темп развития ситуации. Картинка цветная. И в случае замешательства, и в случае понимания я вижу все происходящее своими собственными глазами. Я участница событий, а не сторонний наблюдатель. Ведущий: Спасибо, Оля Сейчас вы обе осуществите небольшие изменения в своем опыте, и это позволит пережить понимание ситуации межличностного общения друг друга. Давайте, Галина, вы начнете. Воссоздайте свою картинку понимания событий. Войдите внутрь ситуации и посмотрите на все происходящее как участница, т. е. ассоциируйтесь с ситуацией. Отодвиньте картину на полтора-два метра вправо от себя. Одновременно она уменьшится в размерах и приобретет рамку. Изображение становится черно-белым. Движение сохраняется, но слегка ускоряет темп. Теперь этот образ переместите так, чтобы он стал располагаться прямо перед вами. Одновременно теряется рамка, но остается некоторый фон, т. е. ваша картина не занимает всего видимого пространства. Движение становится прерывистым и замедляется общий темп событий. Изображение цветное. Галина, переживите новый способ понимания ситуации. Потратьте на это несколько минут. Я вижу, вы хотите рассказать нам о своих впечатлениях.
Е Advance Information
Определение деструктивного конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта — «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения — компромисс — здесь реализуется с большими затруднениями. Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения — она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы. Представление о двух возможных разновидностях конфликтного взаимодействия дает основание для обсуждения важнейшей общетеоретической проблемы конфликта: пониманию его природы как психологического феномена. В самом деле: есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представленное™ противоречия в сознании) или это обязательно наличие конфликтных действий (Кудрявцев, 1991. С. 37). Подробное описание различных конфликтов в их сложности и многообразии позволяет сделать вывод о том, что оба названные компоненты есть обязательные признаки конфликта.