Юра: Да, вечером, после ужина. А одно из ежедневных упражнений делается перед самым сном. Ведущий: Скажите, а что будет вам помогать приступить к занятию вечером? Ведь это требует некоторых усилий. Вместо телевизора, каких-то развлечений, вы садитесь за занятия. Что будет ресурсом в этом случае? Юра: Вы знаете, я люблю вечером читать, сидя за своим письменным столом. Большой свет в комнате потушен, горит только настольная лампа. У меня это вызывает ощущение уюта. Я прочитал за своим столом много интересных книг. Ведущий: Хорошо. Ваше рабочее место выступает в качестве стимула, вызывающего ресурсное состояние. А что еще? Юра: На работе приходится много общаться, вокруг всегда народ, шумно. Устаешь. Вечером хочется побыть в тишине одному. Ведущий: Ваше желание успешно реализуется в момент занятий за письменным столом. Это тоже ресурс. Что еще? Юра: Я испытываю удовлетворение от выполнения какой-то заранее намеченной работы. Пусть даже это будет что-либо незначительное. Но если я заранее наметил и выполнил в срок, то получаю от этого своеобразное удовольствие. Ведущий: Каждый вечер после выполнения намеченного задания вы будете испытывать приятные чувства.
Компетентность эксперта
Тем не менее символический интеракционизм острее многих других теоретических ориентации социальной психологии поставил вопрос о социальных детерминантах взаимодействия, о его роли для формирования личности. Слабость концепции в том, что она по существу не различает в общении двух таких сторон, как обмен информацией и организация совместной деятельности. Не случайно многие приверженцы этой школы употребляют понятие «коммуникация» и «интеракция» как синонимы (см.: Шибутани, 1961). Кроме того, концепция Мида вновь останавливается перед тем фактом, что любые формы, стороны, функции общения могут быть поняты лишь в контексте той реальной деятельности, в ходе которой они возникают. Если эта связь общения (или любой его стороны) с деятельностью разрывается, следствием является немедленный отрыв рассмотрения всех этих процессов от широкого социального фона, на котором они происходят, т.е. отказ от изучения содержательной стороны общения. Взаимодействие как организация совместной деятельности.