Галина: Да. Это действительно иной способ понимания. Он отличается от того, что я испытывала. За счет прерывистости движения и ассоциированности с событиями мне открылись интересные особенности. Я заметила, что на ряд однотипных поведенческих реакций партнера по общению у меня возникает вполне определенное повторяющееся переживание. Мой собственный способ понимания никогда не позволял обнаружить такого рода связи. Я чувствую, что сделала какое-то открытие для себя. Ведущий: Галина, вы можете пользоваться новым способом понимания так же эффективно, как и старым. Вы им уже владеете. Ваши переживания — лучшее подтверждение тому. А теперь, Оля, давайте проделаем процедуру с вами. Воссоздайте свою картину понимания межличностной ситуации. Отодвиньте ее на расстояние два метра, одновременно изображение становится вытянутым в длину. Фон сохраняется. Ваше движение в картине прекращается, она становится статичной. Затем данный образ приблизьте на расстояние вытянутой руки. Изображение занимает все видимое пространство, фон исчезает. В картине появляется движение. Оля, сделайте как бы шаг из ситуации и посмотрите на все происходящее с точки зрения стороннего наблюдателя. Диссоциируйтесь от протекающих событий. Вы видите себя в ситуации. Вы зритель, а не участник. Переживите новый способ понимания. Как только ваше переживание закончится расскажите нам о своих впечатлениях... Оля: Вы знаете, мне диссоциация позволила увидеть один важный момент в своем поведении. Я «прокрутила» ситуацию недавнего конфликта с коллегой по работе и обнаружила, какой мой поступок «запустил» весь конфликт. До этого я понимала, в чем причина, но вот своеобразного «пускового» механизма не видела. Было впечатление, что коллега специально воспользовался причиной для конфронтации. А оказывается, это я его спровоцировала своим поведением. Ведущий: Спасибо, Оля. Ваше новое понимание действительно позволило получить доступ к важной информации. Вы можете успешно пользоваться вновь приобретенным способом. Факт обнаружения новой информации говорит о том, что вы им уже владеете. Процедура приобретения нового способа понимания достаточно проста. Сейчас мы приведем ее пошаговое описание. Возьмем наиболее простой случай работы с одним партнером.
F Information sur 1'objel d6caleen avant
Проблема исследования конфликта имеет много практических приложений в плане разработки различных форм отношения к нему (разрешение конфликта, предотвращение конфликта, профилактика его, ослабление и т.д.) и прежде всего в ситуациях делового общения: например в производстве (Бородкин, Каряк, 1983). При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков — совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому при исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их обе вне общего контекста деятельности. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий. Выделение двух полярных типов взаимодействия играет определенную положительную роль в анализе интерактивной стороны общения. Однако только такое дихотомическое рассмотрение видов взаимодействия оказывается недостаточным для экспериментальной практики. Поэтому в социальной психологии существуют поиски и иного рода — выделить более «мелкие» типы взаимодействия, которые могли бы быть использованы в эксперименте в качестве единицы наблюдения. Одна из наиболее известных попыток такого рода принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе. Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (насчитывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлс свел наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по четырем рубрикам: