Как часто мы ругаем себя за ошибки, лень, глупость. Но почему-то считается дурным тоном хвалить себя за пусть и небольшие, но достижения! Не принято хвалиться перед окружающими. А вот в душе никто не накладывал запрет на позитивные переживания. Нормы межличностных отношений далеко не всегда бывают ориентирами внутренней жизни человека. Мы свободны не только в своих мыслях, но и чувствах. Любые ограничения касаются лишь действий. Не берусь отстаивать истинность утверждения о свободе, а хочу лишь заметить, что часто оно помогает выйти из круга общепринятых мнений и избавиться от навязчивых, мешающих жить, переживаний. Когда-то один из известных персонажей сказал: «Хочешь быть счастливым? Будь им». А почему бы и нет? Данный раздел книги посвящен разговору об успехе. Мы рассмотрели ряд способов, как можно изменить себя и стать более эффективным в жизни. В психологии, да и не только в ней, существует множество рассуждений о «неудачниках» и «победителях», о жертвах обстоятельств и о баловнях судьбы, наконец, о счастливых и несчастных людях. Хочется еще раз напомнить, что сам по себе человек не тот и не другой. «Всадником» или «лошадью» его делают способы, приемы, формы поведения, используемые в повседневной жизни. А раз так, значит, все можно изменить. Можно научиться эффективным видам деятельности и стать «победителем». Люди — уникальные существа по своим способностям к обучению. Успешность человека в жизни часто определяется не владением отдельными эффективными приемами, а свойствами более глубинного характера. Порой бывает совершенно непонятно, что это за свойства, какую роль они играют в восприятии мира, как регулируют наше поведение. В итоге путь к новому желательному состоянию, иному качеству жизни, оказывается скрыт от разума вуалью незнания. Иногда движение к цели происходит по законам, отличным от логики человеческого сознания. Часто инструменты разума, например, такие как наш язык, просто не позволяют вскрыть необходимые для изменения грани субъективной реальности. В этих случаях можно обратиться к мудрости человеческого бессознательного. Люди обычно не задумываются над тем, что наше бессознательное непосредственно участвует в регуляции огромного числа внутренних процессов организма. Сюда относятся такие важнейшие физиологические функции, как дыхание, кровообращение, обмен веществ. Перечисление, конечно, можно продолжать. Результатом работы неосознаваемого являются различные психические состояния человека и сформировавшиеся у него свойства личности или характера. Бессознательное содержит в себе очень большой объем информации. Оно определяет возникающие желания, устремления, интересы людей. Его механизмы определяют способы формирования симпатий и антипатий, включают детальные схемы способностей и ограничений человека. В отличие от разума, порой задающего вопросы, на которые он не в состоянии ответить, бессознательное всегда экологично. Оно не загоняет человека в тупик недостижимого. Бессознательное блестяще справляется с интеграцией и регуляцией сразу огромного числа различных процессов. Разум же в этом плане ограничен возможностью управления лишь несколькими объектами одновременно. Лучшей похвалой работе бессознательного является тот факт, что мы живем. А значит, все необходимые процессы регулируются с достаточной степенью эффективности. Очевидно, для человека важно научиться пользоваться своими скрытыми возможностями. Но как это сделать, если их не удается ни обнаружить, ни описать на языке разума. Существует особый тип процедур изменения, которые позволяют использовать возможности бессознательного, даже если не известно, в чем они заключаются. Эти процедуры состоят в формулировке на уровне сознания параметров желаемого будущего состояния. А весь процесс его достижения отдается во владение бессознательного. Расскажем здесь об одной из таких процедур. И вновь обратимся к записи фрагмента семинара.
Примечание. Количественная мера компетентности эксперта называется коэффициентом компетентности.73
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 1988. Бородкин Ф.М., Каряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983. Ершов П.Н. Режиссура как практическая психология. М., 1972.