Повторим еще раз, что проблема и желаемое состояние занимают разные места в нашей жизни. Проблема связана с одной из сторон многогранника, именуемого желаемым состоянием. Задайте себе вопрос: «Для чего я хочу избавиться от проблемы?». Ответ на него часто и является формулировкой названия состояния, к которому вы стремитесь. В желаемом состоянии просто нет места проблеме. Оно предполагает наличие у человека новых качеств, нивелирующих действие проблемы. Если вам понравился сконструированный образ себя в будущем, то ассоциируйтесь с ним. Другими словами, «шагните» внутрь этой ситуации и ощутите, как вы будете себя чувствовать после всех изменений. Если вас устраивают эти переживания, то переходите к следующему шагу процедуры. Если нет, то произведите необходимые изменения. Например, добавьте легкости в движении или твердости в голосе. Все зависит от вашей фантазии и контекста будущего состояния. Поскольку мы создаем образы, постольку можем с легкостью их изменять. 6. Вернитесь снова в позицию стороннего наблюдателя, то есть диссоциируйтесь от будущей ситуации. Посмотрите на себя, на все то, что происходит, на свои действия. Пусть образ становится все более и более привлекательным. Он вызывает массу позитивных переживаний. Одновременно сжимайте правый кулак. Чем сильнее переживания, тем сильнее мышечное напряжение. На пике позитивных ощущений разожмите пальцы. 7. Теперь у вас есть два образа: один слева, другой справа. Они оба находятся в поле вашего внутреннего зрения. Созерцание изображений вызывает положительные переживания, ведь это результат приложенных усилий и «строительный материал» будущих позитивных изменений. Вытянутыми руками как бы прикоснитесь к образам. Начинайте мысленно сближать картины проблемного и желаемого состояний. Одновременно и синхронно сближаются руки. В момент, когда произойдет объединение образов, соединятся и ваши руки. Довольно часто соприкосновение рук происходит чуть раньше, чем слияние образов. Это вполне допустимо, так как инициирует процесс объединения. Хотелось бы сказать еще об одной функции рук в ходе процедуры. Они выполняют роль «якорей», удерживающих соответствующие состояния. Поэтому соединение рук приводит к объединению двух состояний. А поскольку одно относится к прошлому, а другое к будущему, то их встреча позволяет задать направление желаемых изменений. Соединив руки, дождитесь, пока ваши образы объединятся. Посмотрите нравится ли вам новый образ себя? Все ли в нем так, как хотелось бы? Если что-то не устраивает, например, слишком много негативных черт осталось от образа прошлого, проблемного состояния, то это можно легко исправить. Разводя руки, разводите и образы, а затем добавьте или усильте соответствующие позитивные черты. И снова соедините руки и образы. Данную процедуру можно повторить несколько раз, пока итоговый образ не станет устраивать вас на все сто процентов. 8. Объединение итогового образа со своим собственным телом. Другими словами, погружение образа в себя или ассоциация с ним. Для этого, переплетя пальцы, приближайте руки к своей груди, одновременно мысленно придвигая к себе и образ. Коснувшись груди, можно расцепить руки, обнять себя. Переживите процесс объединения. Обратите внимание, чтобы все части образа совпали с соответствующими частями вашего тела. Когда переживания закончатся, можно опустить руки.
Компетентность экспертной группы
Прежде чем раскрывать в содержательном плане характеристики этой стороны общения, необходимо уточнить употребляемые здесь термины. Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема (рис. 9). Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид (И), то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями. Рис. 9. Варианты социально-перцептивных процессов