Другой прием, применяемый, в частности, в видеотренинге, состоит в том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Особое значение при этом имеет набор понятий, категорий, при помощи которых даются самим субъектом и другими людьми его описания. Это сближение собственных и чужих представлений о себе также в определенной степени служит повышению точности восприятия. Однако в этой связи встает принципиально важный вопрос относительно того, в каких группах есть смысл заниматься тренингом. Большой опыт организации этой работы показал, что навыки, приобретенные в специальных группах тренинга, не обязательно удерживаются потом в реальных ситуациях взаимодействия. Поэтому особенно целесообразным является тренинг на точность восприятия в реальных группах, объединенных совместной деятельностью. Г. Гибш и М. Форверг в свое время обратили внимание на тот факт, что, например, близость собственного и чужого представлений об одном человеке значительнее в долго существующих группах, связанных единой системой деятельности. Однако вопрос о том, способствует ли повышению точности восприятия длительное общение с человеком, заданное совместной деятельностью, нельзя считать полностью решенным. Ряд экспериментальных исследований показывает, что по мере существования длительного контакта возникающая пристрастность к объекту восприятия, напротив, служит источником различного рода искажений образа воспринимаемого. Исследование этого частного вопроса, относящегося к характеристике общения, демонстрирует необходимость дальнейшего его исследования в контексте конкретных групп и конкретной деятельности этих групп. Межличностная аттракция. Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция — привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой — какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.
Ведущий: Есть, конечно. Виталий, способов «читать» мысли очень много. Говоря о некоторых из них, я бы убрал со слова «читать» кавычки. К одной и той же цели можно прийти, двигаясь по разным дорогам. Только петлять зачастую приходится долго. У кого еще какие наблюдения? Игорь: А мы обратили внимание на большое количество жестов, движений, которые появляются, когда человек начинает использовать предикаты нехарактерной для него модальности. Если он стоит, то переминается с ноги на ногу. Если сидит, то все время ерзает на стуле. Очень много бывает движений руками. Один из наших партнеров очень забавно пытался нарисовать в воздухе свои чувства во время описываемого события. Иногда человек начинает «ломать» пальцы, потирает ладони. Мы наблюдали также и частое прикосновение к лицу, или к каким-то другим частям своего тела. Несколько раз видели, как рассказчик сильно сжимал кулаки. Ведущий: А в терминах какой модальности строились рассказы? Игорь: Двое в кинестетической, а я использовал предикаты слуховой модальности. Ведущий: Чтобы рассказать о чем-то в терминах кинестетической модальности, нужно получить доступ к переживаниям и ощущениям тела. Двигаясь, человек как раз и получает этот доступ. Любое наше переживание связано с напряжением определенной группы мышц. Этот рисунок напряжения обычно очень индивидуален. Хотя существуют некоторые переживания, сопровождающиеся напряжением и расслаблением у большинства людей одних и тех же групп мышц. Так сильный страх связан со своеобразным ощущением «легкости» в животе. Это определяется изменением тонуса мышц данной части нашего тела. Переживание острой тоски, например, при расставании с близким человеком, сопровождается слегка болезненным ощущением сдавливания в верхней части груди. Люди, когда говорят, что душа у них болит, касаются ладонью или кулаком именно этого места. Причем, если человек стучит кулаком, то это часто указывает на готовность активно преодолевать сложившееся положение. А если прикрывает грудь ладонью, то скорее всего он будет ждать, пока проблема разрешится сама собой. Кстати, вы помните, что древнегреческие мыслители помещали душу именно в области грудной клетки. Возможно, им слишком хорошо было знакомо это чувство потери и тоски. А может, их выбор объяснялся и какими-то другими причинами. А кто был вместе и Игорем в одной группе? Что вы можете сказать об особенности его жестикуляции и вообще движений? Наташа: Я могу сказать, что у него было в целом меньше движений, чем у третьего участника. Наверное, это связано с тем, что Игорь рассказывал свою историю в терминах слуховой модальности, а третий наш участник использовал кинестетические предикаты. Еще у Игоря было относительно больше движений руками в стороны от себя. Возможно, это тоже определяется доступом именно к слуховым ощущениям. Ведь движения глаз вправо и влево вбок указывают на протекание данного внутреннего процесса.