Необходимость проведения аналитических исследований на всех этапах разработки прогноза.
Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1968.
Мальчик передвигался на четырех конечностях, ел как животное и кусал тех, кто к нему приближался. У него были очень хорошо развиты обоняние и слух, но их развитие носило своеобразный характер; при малейшем треске ветки или звуке разгрызаемого ореха он подскакивал, тогда, как хлопанье дверью, не вызывало у него никакой реакции. Мальчик был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень горячей воды, не испытывая при этом, по-видимому, никакой боли. Он не пытался вступить в общение со своим новым окружением и издавал лишь нечленораздельные звуки. Молодой врач Итар, специализировавшийся на лечении глухих детей, решил взяться за его воспитание, считая, что поведение ребенка, которого назвали Виктором, результат очень ранней и длительной изоляции от людей. Врач был убежден, что путем обучения он даст возможность мальчику стать полноправным членом общества. Но после пятилетних усилий Итар был вынужден отказаться от поставленной задачи. К юношескому возрасту Виктор научился узнавать различные предметы, понимал несколько слов и умел их произносить, мог прочесть и написать некоторые из них, плохо представляя себе значение слов. Однако вскоре мальчик перестал делать какие-либо успехи в обучении. Приучить Виктора к общению не удалось. Он так никогда и не смог играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми. Умер в сорок лет, к моменту смерти никаких заметных улучшений в его поведении не произошло. В настоящее время известно уже полтора десятка случаев воспитания детей животными. В 1920 году в Индии вместе с выводком волчат нашли двух девочек. Одной было около восьми лет, другой два года. Младшая умерла, а старшая прожила еще девять лет среди людей. Все это время воспитатели настойчиво работали над ее развитием. Однако результат был очень незначительным по сравнению с возможностями обычного нормального ребенка. Так, например, она научилась понимать только простые команды и освоила тридцать слов. Все это указывает на то, что человек становится человеком лишь в обществе себе подобных. Именно в общении с окружающими происходит формирование свойств, отличающих его от животных. Однако общение играет ведущую роль не только в становлении и развитии психики. Оно определяет и качество нашей повседневной жизни. Эффективная коммуникация с окружающими позволяет добиться успеха в совместной деятельности, избежать многих конфликтов, чувствовать себя комфортно, живя в этом мире. Наконец, оно помогает нам сохранять здоровье, ведь большинство стрессов связано именно со сферой взаимоотношений людей.