Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология, и именно в этом плане ей необходимо четко обозначить отличие своего подхода от социологического. С точки зрения социологического подхода, самое главное — отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. С точки зрения этого объективного критерия социология и анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими. Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой — сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та «равнодействующая» этих групповых влиянии, которая и определит содержание сознания личности. Но, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-то социальная психология и сталкивается с необходимостью соотнесения социологического подхода, с которым она не может не считаться, и психологического, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп.
Юля: Удивительно бывает услышать о своих особенностях. Я, например, никогда не замечала, что во время разговора приподнимаю правую бровь. А один из участников нашей группы перед тем, как сказать очередную фразу, обязательно касался языком середины верхней губы. По его словам, он никогда не обращал на это внимания. Да, и мы с ним уже второй день общаемся, но обнаружили эту его особенность только сейчас. Вика: Мы заметили, что перед началом рассказа и после паузы, перед тем как продолжить, некоторые рассказчики делают характерные движения туловищем из стороны в сторону. Станислав: Я обратил внимание на то, что во время рассказа люди жестикулируют руками на разных уровнях. У одного рассказчика руки при разговоре все время двигались на уровне груди. Другой почти не пользовался жестами, только изредка слегка разводил их в стороны или касался ладонями своих коленок. Ведущий: Вот видите, сколько всего вы успели заметить за несколько минут наблюдения. Обычно ваше внимание фиксировалось на содержании речи партнера по общению. Несловесные его проявления воспринимались очень смутно и находились где-то на периферии сознания. Фактически вам открылся еще один канал, несущий богатую информацию о человеке. Как пользоваться этим богатством? Что означают те или иные внешние проявления? О чем они говорят, на что указывают? Существуют множество спекуляций на тему мимики и жестов, которые можно наблюдать у людей. Вероятно, вы сталкивались с книгами на данную тему. Их издано очень много. Основной недостаток подавляющего большинства этих публикаций в том, что несловесные проявления человека пытаются интерпретировать также, как и слова. Слово имеет общепринятое фиксированное значение. Жесты, мимика, движения тела, позы такой однозначностью не отличаются. За исключением относительно небольшого числа общепринятых проявлений типа улыбки, рукопожатия, кивка головы в знак согласия и тому подобное. Так еще в двадцатых годах нашего века проводились эксперименты по изучению мимики человека. Это были, несомненно, очень жесткие эксперименты. Например, чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемых неожиданно раздавался выстрел. Или испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию и так далее. Именно с помощью этих методов в экспериментах удалось вызвать подлинные эмоции. На протяжении всего эксперимента испытуемых фотографировали. Попытки установить, какие группы мышц постоянно участвуют в выражении отдельных эмоциональных состояний, дали отрицательные результаты. Вопреки ожиданиям, оказалось невозможным найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций. Речь идет о мимике, характерной для большинства людей. Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый, типичный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в определенных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и так далее. Как раз с повторяемостью реакций человека связано практическое использование наблюдений за его проявлениями. По мимическому танцу, двигательному рисунку можно «прочитать», что происходит с вашим партнером по общению. Каждый человек — открытая книга. Но предварительно надо выяснить значение каждого слова в этой книге. Люди «пишут» свои откровения на своем языке. И если вы собираетесь их прочесть, то потрудитесь выучить его.