Многие в нашем обществе буквально одержимы тем, чтобы скрыть естественный запах своего тела, поэтому исследователям трудно изучать воздействие запахов на сексуальное возбуждение. Любой естественный запах, который мог бы вызвать возбуждение, легко заглушается спреями для подмышек и гениталий. Тем не менее уникальный опыт каждого человека может придать эротический смысл некоторым запахам. Это видно на примере следующих эпизодов: «Мне нравятся запахи после занятий любовью. Они вызывают у меня вспышки эротических воспоминаний и часто продлевают мой высокий уровень возбуждения, стимулируя меня снова заняться сексом.» (Из авторских архивов) «Во время орального секса слабый запах мускуса из вульвы моей любовницы сводит меня с ума от страсти. Наверное, все эти воспоминания об особом наслаждении, связанном с этими запахами, так возбуждают впоследствии.» (Из авторских архивов) В обществе, в котором так часто выражается тревога в связи с естественными запахами, приятно видеть, что некоторые люди ценят запахи, ассоциирующиеся у них с сексуальной близостью и телом любимого человека. У многих животных запахи часто играют более важную роль, чем визуальные стимулы, в инициировании сексуального реагирования. Женские особи многих видов животных в период, благоприятный для зачатия, выделяют особые невидимые вещества — феромоны (Cutler, 1999; Roelofs, 1995; Small, 1999). Если у вас когда-нибудь дома была собака — сука в период течки, и вы видели кобелей, сбегавшихся за версту со всей округи на запах и скребущихся в ваши двери, то у вас ни на мгновение не возникнет сомнений в том, какую важную роль играет запах в сексуальном возбуждении. Взаимосвязь сексуального возбуждения с феромонами похожа на взаимосвязь между выделением слюны и запахом пищи. Но в действительности эти реакции абсолютно различны. В носу у собак и других животных есть два сенсорных канала восприятия, «каждый со своим собственным органом, нервами и областью в мозге» (Moran, in Blakeslee, 1993, p. 11). Один из этих каналов — обонятельная система (olfactory system) — реагирует на обычные запахи, такие как запах свежего мяса. Вторая система — сошниково-носовая (vomeronasal system) состоит из двух органов, похожих на два крошечных углубления, — сошниково-носовые органы (vomeronasal organs), исключительная задача которых — распознавать феромоны. Это особая и отдельная от органов обоняния система (Cutler, 1999; Weller, 1998). Феромоны. Определенные запахи, продуцируемые телом и имеющие отношение к функциям репродукции. Большинство медицинских учебников описывают эту систему как рудиментарную структуру в теле человека, формирующуюся у плода и при последующем развитии перестающую функционировать (Small, 1999). Тем не менее, как показывают данные современных исследований, такая точка зрения неправильна. Данные в ряде исследований подтверждают точку зрения о том, что и у женщин и у мужчин есть специальная сошниково-носовая (vomeronasal) система обоняния, которая может активизироваться под воздействием феромонов (Cutler, 1999; Stern & McClintock, 1998). Хотя данные о том, что человек действительно вырабатывает феромоны, пополняются, остается без ответа вопрос, действительно ли эти вещества действуют как сексуальные аттрактанты. Дэвид Берлинер, бывший профессор анатомии, в настоящее время руководящий биотехнологической компанией, заявляет, что выделил ряд феромонов, действующих как сексуальные аттрактанты путем воздействия на сошниково-носовую обонятельную систему человека (VNO) (Berliner et al., 1996). Компания Берлинера выпустила два одеколона на основе феромонов человека: один для женщин, второй для мужчин (Small, 1999). Уинифред Катлер (Cutler, 1999) также способствовала разработке серийно выпускаемых и доступных для приобретения синтетических феромонов человека в качестве добавки к любимым запахам. В рекламе этой продукции сообщается, что она усиливает романтическое влечение у представителей противоположного пола.
Этот всеохватывающий пласт музыки, уходящей историческими корнями в глубь веков, и есть та могучая сила, которая влияет на любого музыканта - пусть неощутимо для него, как сила притяжения, - превращая его высочайшие достижения в национальное достояние. Да это, в общем, то же самое, о чем пишете Вы, - то, что вместе с законами языка, с его гармонией позволит нам создать подлинно национальную школу рок-музыки, как созданы национальные школы оперной, симфонической, джазовой музыки. Это не значит, что начнется второй круг "фольклорных ВИА", - связь с национальной культурой будет куда тоньше, естественнее и глубже. Вот почему я никогда не соглашусь с тем, что наши рок-музыканты - всего лишь "слепые имитаторы" западных образцов (из статьи Н. Барановской) и что они - "изгои отечественной культуры" (Ваш собеседник - битломан). Как и Вы, я с огромным оптимизмом смотрю в будущее. Правда, в отличие от Вас, с чуть меньшим - на настоящее.
Если гордыня — следствие благосклонного отношения к себе, то что же такое смирение? Результат отсутствия самоуважения? И можно ли уважать себя и быть уверенным в своих силах без того, чтобы демонстрировать предрасположенность в пользу своего Я? Перефразируя английского ученого и писателя К. С. Льюиса, можно сказать, что быть смиренным не значит пытаться убедить себя в своей уродливости, если на самом деле ты красив, или считать себя глупцом, если ты умен. В действительности чье-либо смирение «выше среднего уровня» может оказаться не более чем гордыней, скрываемой под маской ложной скромности. По данным Джеймса Фридриха, большинство студентов получают удовольствие от ощущения себя «выше среднего», не думая о том, на основании чего они могли бы считаться таковыми (Friedrich, 1996). Настоящее смирение больше похоже на на способность забыть о себе, чем на ложную скромность. Благодаря ему люди могут искренне наслаждаться и собственными талантами, и талантами окружающих. Резюме Вопреки распространенному мнению, будто большинство людей страдают от низкой самооценки или от комплексов неполноценности, результаты исследований стабильно свидетельствуют об обратном: большинству из нас присуще предрасположение в пользу своего Я. И в повседневности, и в лабораторных экспериментах мы нередко объясняем свои неудачи внешними причинами, а успехи приписываем себе. По таким параметрам, как субъективные, желательные личностные качества и способности, мы, как правило, считаем себя выше «середняков». Вера в самих себя становится причиной неоправданного оптимизма относительно нашего будущего. Мы также склонны переоценивать распространенность наших мнений и недостатков (ложный консенсус) и недооценивать распространенность присущих нам способностей и добродетелей (ложная уникальность). Подобное восприятие является отчасти следствием стремления к поддержанию и повышению самооценки, которое хоть и защищает людей от депрессии, но вносит определенный вклад в их неправильные суждения и групповой конфликт. Самопрезентация