Вторая характеристика индивида в группе — это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью. В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые «предписаны» группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи — актуальная тема современных социально-психологических исследований. Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий» . Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции. Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения» (Бобнева, 1978. С.З).
D Adaquanzanatyse des Prognosemodells ? Analysis of adequacy
— Не нужна мне эта шапка, забери и ее! Не успел торговец сорвать с себя шапку, как в тот же миг все обезьяны поснимали свои и покидали их вниз. Торговец подобрал их, увязал в котомку и, очень довольный, пошел своей дорогой». Всем описанным приемам коммуникации может научиться любой человек, приложив определенные усилия. Отнеситесь к процессу общения творчески и ваша жизнь станет намного интереснее. В этом случае даже неприятные минуты взаимодействия с окружающими будут лишним поводом для обретения нового опыта. Творчество тем и прекрасно, что позволяет воспринимать жизнь во всех ее проявлениях, не вычеркивая чего-то, кажущегося слишком мрачным. Если относиться ко всему происходящему, как к возможности обрести опыт, то страх, беспокойство, уныние, разочарование — эти хищники, терзающие нашу душу, превратятся в безобидных лабораторных зверюшек. Еще раз повторимся, что опыт — единственная драгоценность, не теряющая блеска, богатство, не подверженное инфляции, груз, способный обратиться в крылья. Заключение Вот и завершается наше совместное путешествие в мир человеческой субъективности. Вероятно, каждый, идя по этой дороге, сделал для себя множество интересных открытий. И неудивительно, ведь наша психика таит в себе столько загадок, столько всего необычного. Перед любопытным, внимательным и упорным путником открываются такие экзотические места, которые не грех назвать «райскими кущами». Возможно, человек был сотворен для того, чтобы отразить бесконечное многообразие окружающего мира. Но свершилось чудо, и он сам оказался вселенной, состоящей из множества галактик, пространств, времен и измерений. Когда-то автор сделал это открытие для себя, и оно существенно изменило его жизнь. Не будем претендовать на истинность открывшегося, а отметим лишь его действенность. Убеждения человека часто оборачиваются дверным замком, но, иногда они оказываются ключом, открывающим иные миры и пространства. Человек неисчерпаем — это одно из ключевых положений. Оно позволяет распахнуть двери, разрушить стены и перегородки, созданные нашими страхами, иллюзиями и самообманом. Если уж во что-то и стоит верить, так это в бесконечность наших возможностей и призрачность любых ограничений. Эта книга носит достаточно популярный характер. Тем, кого заинтересовал метод нейро-лингвистического программирования, я советую обязательно прочесть и книги классиков метода: Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера. Хотелось бы выразить им благодарность за их чудесные открытия, наполнившие часть моей (и не только моей) жизни многими удивительными откровениями. Более десяти лет назад мне впервые довелось услышать метафору о мишке в клетке. С тех пор я ее неоднократно рассказывал на тренингах, практических занятиях, лекциях и консультациях. У метафоры оказался удивительно большой потенциал воздействия. Она создает у слушателя состояние готовности к изменениям. Причем, как и большинство метафор, она действует, минуя уровень критики нашего сознания. Именно этот личный опыт и заставил привести этот рассказ во вступлении.