Эти субъективные сообщения очень похожи. Но есть одно существенное различие в реакции мужчин и женщин во время этой фазы — их физиологическая готовность к дальнейшей сексуальной стимуляции. После оргазма у мужчины, как правило, наступает рефрактерный период (refractory period) — в этот период никакая дополнительная стимуляция не сможет привести мужчину к оргазму. Этот период может занимать от нескольких минут до нескольких дней, в зависимости от разных факторов, таких как возраст, частота предыдущей сексуальной активности, степень эмоциональной близости и сексуальное желание к партнерше. У женщин, в отличие от мужчин, нет рефрактерного периода: они физиологически способны вернуться к еще одному пику оргазма в любой момент фазы разрешения. Тем не менее женщина не всегда испытывает желание сделать это. В последних двух разделах этой главы мы поговорим о том, как влияет процесс старения на сексуальное возбуждение и реагирование, и затем рассмотрим несколько различий между паттернами сексуального реагирования у мужчин и женщин. Рефрактерный период (refractory period). Период времени после оргазма у мужчины, в течение которого мужчина не может испытать еще один оргазм. Старение и цикл сексуального реагирования По мере того как люди становятся старше, они замечают изменения в характере своего сексуального возбуждения и паттернах реакции. В этом разделе мы коротко расскажем о самых общих изменениях в цикле сексуального реагирования у пожилых женщин и мужчин. Цикл сексуального реагирования у пожилых женщин В целом у пожилых женщин такие же циклы сексуального реагирования, как и у молодых, но они менее интенсивны (Masters & Johnson, 1966; Segraves & Segraves, 1995). Фаза возбуждения Первая физиологическая реакция на сексуальное возбуждение, вагинальная смазка, у пожилых женщин образуется медленнее. Ее образование наблюдается не через 10-30 секунд, как у молодых женщин, а через несколько минут и даже позже. В большинстве случаев у женщин с возрастом выделяется менее обильная смазка. Исследование, проведенное с помощью вагинального фотоплетизмографа [Плетизмограф — прибор для измерения и записи изменений объема части органа, органа в целом или всего тела. — Прим. перев.], показало, что у женщин после менопаузы прилив крови к влагалищу во время сексуального возбуждения меньше, чем у женщин до периода менопаузы. Тем не менее женщины в обеих группах сообщали, что у них наблюдается схожий уровень сексуальной активности и получаемого удовольствия. Таким образом, это указывает на то, что несмотря на понижение прилива крови с возрастом у женщин этот уровень все же остается достаточным для нормального сексуального функционирования (Morrell et al., 1984).
Ю. Ким. Высоцкий, Галич, Окуджава. Большое. Есть даже ряд подражаний. Учился (и учусь) у них точности и разнообразию интонаций. Иронии, лиризму, сарказму. Е. Клячкин. "Темная ночь", от которой комок в горле, и "Священная война", от которой волосы на голове шевелятся.
Легкость, с которой мы приписываем людям те или иные качества, достойна восхищения. Джеймс Ульман, проводя эксперименты в Нью-Йоркском университете, просил студентов запоминать разные фразы, в том числе и такую: «Библиотекарь переносит через дорогу покупки пожилой дамы». При этом студенты сразу же помимо собственной воли и подсознательно делали вывод о личностном качестве. Когда позднее экспериментатор помогал им вспомнить это предложение, наиболее ценным ключевым словом оказалось не слово «книги» (подсказка, связанная с библиотекарем) и не слово «сумки» (намек на покупки), а «склонный к помощи» — предполагаемая черта, которую, сдается мне, и вы тоже непроизвольно приписали библиотекарю. Атрибуции здравого смысла Как следует из этих примеров, атрибуции часто рациональны. В качестве доказательства рациональности способов, к которым мы прибегаем, интерпретируя поведение, теоретик атрибуции Гарольд Келли описал использование нами информации о «постоянстве», «различиях» и «консенсусе» (Kelley, 1973) (рис. 3.1). Пытаясь понять, почему у Эдгара проблемы с его компьютером XYZ, большинство людей, как и полагается, используют информацию о постоянстве (всегда ли у Эдгара барахлит компьютер?), о различиях (возникают ли у Эдгара проблемы, когда он работает на всех компьютерах, или только на XYZ?) и о консенсусе (возникают ли у других пользователей компьютера XYZ такие же проблемы, как возникли у Эдгара?). Рис. 3.1. Теория атрибуции Гарольда Келли. Какими именно — внутренними или внешними — причинами мы объясняем чье-либо поведение, зависит от трех факторов: постоянства, различий и консенсуса. Постарайтесь придумать собственные примеры такого плана: если Мэри и многие другие критикуют Стива (консенсус) и если Мэри не критикует никого другого (высокий уровень различия), мы делаем вывод о том, что имеет место какая-то внешняя причина (т. е. Стив действительно заслуживает критики). Если только Мэри критикует Стива (низкий уровень консенсуса) и если она критикует также и многих других (низкий уровень различия), мы прибегаем к внутренней атрибуции (причина заключается в самой Мэри)