Фаза разрешения у женщин в период после менопаузы обычно наступает быстрее. Вскоре после оргазма половые губы приобретают прежний цвет, влагалище сужается, оргазменная платформа исчезает и клитор перестает быть втянутым под колпачок. Вероятнее всего, это объясняется тем, что снижается общий прилив крови к тазу во время фазы возбуждения. В целом на женскую сексуальность старение оказывает самое различное воздействие. Большинство женщин сталкиваются с незначительными изменениями, а у других существенно теряется интерес к сексу, они реже испытывают возбуждение и оргазм. Активная сексуальная жизнь помогает женщине поддержать здоровое состояние влагалища, а заинтересованный и активный партнер, а также и хорошее взаимодействие в паре способствуют формированию сексуальных отношений, доставляющих пожилой женщине истинное удовольствие. Гормональная восстанавливающая терапия, как мы уже знаем из предшествующей дискуссии на эту тему, может также решить многие проблемы, препятствующие полноценному и радостному сексуальному реагированию. Цикл сексуального реагирования у пожилых мужчин У пожилых мужчин обычно меняется интенсивность цикла реагирования и продолжительность сексуальной реакции (Masters & Johnson, 1966; Segraves & Segraves, 1995). Фаза возбуждения В юности многие мужчины могут чувствовать эрекцию уже за нескольких секунд. В процессе старения эта способность обычно изменяется. В пожилом возрасте мужчине для достижения эрекции может потребоваться вместо 8-10 секунд несколько минут эффективной стимуляции. Также желательной или необходимой может быть более непосредственная физическая стимуляция, такая как, например, ласка руками или оральная стимуляция. Такое снижение уровня реагирования иногда вызывает у мужчин чувство тревоги и даже стимулирует у некоторых из них страх импотенции: «Наверное, наслоение каких-то мелочей в конце концов заставило меня осознать, что мне теперь требуется больше времени для достижения эрекции. Так, я мог ложиться спать с очень желанной женщиной и чувствовать при этом, что совершенно бессилен. Я понял также, что поцелуев и объятий мне часто уже недостаточно, чтобы завестись. Сначала меня шокировало это открытие, я подумал, что, вероятно, я теряю свою потенцию. Однако врач дал мне хороший совет и убедил, что хотя некоторые вещи могут происходить и немного медленнее, я все же по-прежнему продолжаю нормально функционировать.» (Из авторских архивов)
А. Макаревич. Видимо, прежде всего Окуджава. В то время, когда он был популярен среди наших родителей, мне было восемь-девять лет. Но песни его остались в подсознании и, наверное, сильно на меня повлияли. Очень люблю Высоцкого, Кима, но не думаю, что испытал на себе их сильное влияние, - я их услышал гораздо позже, когда уже что-то делал сам. В. Цой. Борис Гребенщиков. Какое? Не знаю. Разговоры, сходство вкусов, может быть. Поддержка.
{От первого впечатления при знакомстве могут зависеть все последующие суждения, поэтому оно очень важно} Фундаментальная ошибка атрибуции Как станет понятно из последующих глав, важнейший урок социальной психологии — осознание того огромного влияния, которое оказывает на нас социальная обстановка. Наше внутреннее состояние — а значит, наши слова и дела — постоянно зависит от ситуации (и от того, что мы сами привносим в нее). Даже незначительное изменение экспериментальных параметров приводит порой к весьма заметным изменениям в поведении испытуемых. У меня была возможность убедиться в этом на собственном опыте, потому что мне приходилось проводить занятия и утром (в половине девятого), и вечером (в семь часов). Утром меня встречали отсутствующие взгляды, а вечером частенько приходилось напоминать студентам, что они не на вечеринке. В обеих ситуациях одни студенты были более разговорчивы, нежели другие, однако отличие между этими ситуациями было столь заметным, что его нельзя было приписать только индивидуальным различиям. Исследователи, изучающие атрибуцию, обнаружили, что мы зачастую оказываемся неспособными оценить этот важный урок. Интерпретируя чье-либо поведение, мы недооцениваем влияние ситуации и переоцениваем роль индивидуальных особенностей и установок. Так, даже зная, что разговорчивость студентов во время занятий зависит от времени суток, я понял: мне трудно не поддаться искушению и не объяснить ее тем, что «утренняя аудитория» состояла из менее склонных к болтовне студентов, чем «вечерняя».