<Мы слышим и понимаем только то, что нам уже наполовину известно. Генри Дэвид Торо, (1817-1862)> То, как другие воспринимают нас, тоже зависит от объяснения ими реальности. Когда мы лестно или нелестно отзываемся о ком-либо, люди склонны ассоциировать с нами те черты, за которые мы хвалим или ругаем (Mae, Carlston & Scowronski, 1999). Если мы постоянно говорим об окружающих, что они — сплетники, не исключено, что люди подсознательно начнут ассоциировать слово «сплетня» с нами самими. Назовите кого-нибудь болваном или ничтожеством, и люди в дальнейшем могут решить, что вы именно такой. Скажите про кого-нибудь, что он неравнодушный человек, умеющий любить и сочувствовать, и вы сами можете показаться более сердечным. Учитывая то, что нам известно про эффект ложного консенсуса — преувеличение представлений о том, в какой мере окружающие разделяют наши точки зрения (см. главу 2), — можно согласиться, что мы действительно склонны видеть в других то, что справедливо по отношению к нам самим. «Я — резина, а ты — клей; то, что ты говоришь, отскакивает от меня и прилипает к тебе». [В русской традиции немало аналогичных по смыслу идиом, например: «Кто так обзывается, тот сам так называется». — Примеч. науч. ред.] Судя по всему, этой старинной поговорке нельзя отказать в интуитивной мудрости. Стойкость убеждений Если ложная идея оказала негативное влияние на обработку информации, способно ли ее последующее развенчание сгладить это эффект? Представьте себе няню, которая, проведя вечер в обществе плачущего младенца, решит, что кормление из рожка вызывает у ребенка боли в животе: «Похоже, что коровье молоко годится теленку, но не годится младенцу». Если потом выяснится, что у ребенка жар, станет ли няня тем не менее упорствовать и настаивать, что кормление из рожка — причина колики (Ross & Anderson, 1982)? Чтобы ответить на этот вопрос, Ли Росс, Крейг Андерсон и их коллеги сначала внушали людям ложное представление, а затем пытались развенчать его.
Как бы там ни было, "Музыкальный ринг" начал свое существование с выступления АКВАРИУМА. Запись состоялась в марте 1984 года, РД присутствовал на ней и даже задавал вопросы Борису. Конечно, обидно было ему, что творчество АКВАРИУМА подается сквозь призму пародийного музыкального искусства, но Максимовы объяснили, что по-иному сейчас нельзя. Имеющий уши да услышит... РД в то время активно сотрудничал с Лентелефильмом, где по его сценариям режиссер Юлий Колтун снял два документальных фильма и приступил к работе над первым своим игровым фильмом "Переступить черту" в двух сериях, сценарий которого тоже писал РД.
«Между моим первым браком и вторым замужеством я встречалась со многими мужчинами. Мне нравились ощущения волнения и возбуждения, которые приносила мне каждая новая связь. И это неудивительно, учитывая, что я не знала сексуального удовлетворения в первом браке. И хотя мне сейчас порой не хватает этого состояния радостного возбуждения, я не променяю на него душевный покой и глубину отношений, которыми отмечен мой нынешний брак, длящийся уже 17 лет.» (Из авторских архивов) Хотя чаще всего любовные отношения начинаются с периода страстной влюбленности и лишь затем перерастают в товарищескую любовь, в некоторых случаях они развиваются по противоположному сценарию. С товарищеской любви могут начинаться отношения людей, которые достаточно долго знают друг друга, будучи просто знакомыми, друзьями или сослуживцами. Сексуальное влечение может поначалу отсутствовать или подавляться в силу обстоятельств. Основой влюбленности и страсти в таких отношениях является хорошее знание партнера, а не возбуждение от неизведанного. Одна женщина так описывает свой опыт: «Мы с Виктором были хорошими друзьями где-то в течение года. Наши семьи были очень близки. Мы проводили вместе все каникулы. Наши отношения начались с дружбы. Я считала Виктора своим лучшим другом. Я никогда не видела в нем своего парня, и мне казалось, что и я не в его вкусе. Не знаю почему, но в какой-то момент все вдруг изменилось и мы влюбились друг в друга. Это самые чудесные отношения, какие когда-либо были в моей жизни. Мы так откровенны и искренни друг с другом. Недавно мы в первый раз занимались любовью. Это было что-то невероятное. Наверное, потому, что мы были абсолютно открыты друг перед другом. Я могу без стеснения говорить с ним о сексе, могу сказать ему, что мне нравится и что не нравится, и он тоже. Мне кажется, это оттого, что наши отношения начались с дружбы. Говорят, любовники должны быть хорошими друзьями, и это именно наш случай: мы одновременно и друзья, и любовники.» (Из авторских архивов) <Вопрос для критического размышления. В чем, на ваш взгляд, основные различия между страстной и товарищеской любовью? Какие характеристики этих двух типов любви необходимы для построения длительных любовных отношений?> «Трехкомпонентная теория» любви Стернберга Различия между страстной и товарищеской любовью получили дальнейшее уточнение в работах психолога Роберта Стернберга (R. Sternberg, 1986, 1988). Этот ученый предложил интересную теоретическую схему концептуализации тех ощущений, о которых люди сообщают, когда им кажется, что они влюблены. По мнению Стернберга, любовь имеет три лица: страсть, интимность и преданность (рис. 5.1): — Страсть — это мотивационный компонент любви, своего рода «горючее» для романтических чувств, физического влечения и сексуального интереса. Страстью питается сильнейшее стремление к слиянию с любимым человеком. В каком-то смысле страсть подобна наркотику; оказывая стимулирующее воздействие и являясь источником наслаждения, она способна вызывать неутолимый любовный голод. — Интимность — это эмоциональный компонент любви, включающий в себя чувство душевного единения с любимым человеком. Интимность предполагает также ощущения тепла, участия, эмоциональной близости, желания помогать любимому и готовность делиться с ним сокровенными мыслями и чувствами.