При всем уважении к БГ нужно сказать, что это было не так. Общество лишь созрело для смелых политических заявлений, которые заполнили прессу двумя годами спустя. Официальная идеология сдерживания отступала медленно, сдавая позиции пядь за пядью. С текстами песен АКВАРИУМА системе было чуть легче, чем с другими: БГ, как правило, не писал прямых социальных песен; проще было смириться с его "заумью" и даже с богоискательством, чем допустить к широкой публике социальную горечь Науменко, политические песни-памфлеты Борзыкина или взрывоопасную экспрессию Кинчева. Даже для неоромантической музы Цоя поначалу не находилось места. Цой был слишком независим и горд. Гребенщиков на первый взгляд вписывался в официальную культуру охотнее, и это не грозило серьезными последствиями, вот почему система его "схавала", пользуясь грубоватым, но точным словечком из "Сайгона". Кстати, это же обстоятельство породило некоторый отток фанов от АКВАРИУМА, появились стандартные упреки в "продажности". РД понимал, что это не так: БГ не собирался продаваться, это была его тактика - вписываться в любую систему, не нарушая собственной "аквариумной" структуры, и пытаться эту систему видоизменить изнутри. Более того, идеологическая опасность БГ для умирающей системы жесткого единомыслия была, пожалуй, сильнее других, только проявлялась она постепенно, исподволь, вкрадчиво. БГ не пытался сделать своих слушателей политическими единомышленниками, как Борзыкин, он не пытался увести их за собою, как Цой или Кинчев, не смущал душу скепсисом и иронией, как Майк. В своих песнях он взывал к частному, а не общественному человеку, пробуждая в нем глубоко личностное отношение ко всему - к Богу, природе, стране, городу. С человеком, воспитанным в подобном духе, не может уже справиться никакая идеологическая система - ни отживающая, "реакционная", ни нарождающаяся, "революционная". И все же была элементарная несправедливость в том, что из всех бойцов рок-н-ролла семидесятых и "новой волны" на широкую арену вышел один только АКВАРИУМ. К счастью, это продолжалось не так уж долго, хотя наложило некоторый отпечаток на внутриклубовские отношения. Пытаясь справиться с этой ситуацией искусственного отторжения АКВАРИУМА, РД с Ниной Барановской опубликовали свою беседу в "Ленинградском рабочем". Она называлась: "Стать поп-звездой?" (строчка из ранней песни БГ). АКВАРИУМ меньше всего заслуживал упрека, требовалось оградить группу от подозрений в продажности и указать на истинных виновников - журналистов, идеологов, - которым рок-культура, как таковая, вовсе не нужна и которые могли легко отчитаться о перестройке ссылкою на признание АКВАРИУМА.
Реконструкция прошлого поведения Когда мы обращаемся к воспоминаниям, у нас появляется возможность пересмотреть наше собственное прошлое. Майкл Росс, Кэти Мак-Фарланд и Гарт Флетчер рассказали некоторым студентам Университета Ватерлоо о том, насколько желательно чистить зубы (Ross, McFarland & Fletcher, 1981). Позднее, в ходе «другого» эксперимента эти студенты вспоминали, что за последние две недели чистили зубы чаще, чем те, кто не слышал сообщения экспериментаторов. Можно привести и другие примеры.
Исследование NHSLS также показало, что в целом люди склонны выбирать партнеров для совместной жизни среди «себе подобных», в частности по признаку расовой или этнической принадлежности. Обсуждению этого аспекта межличностного влечения посвящена вставка «Выбор партнера и расовая принадлежность». Лики сексуальности. Выбор партнера и расовая принадлежность Блестящее исследование NHSLS — национальный опрос репрезентативной выборки взрослого населения США — дает ответ на вопрос, в какой мере расовая принадлежность влияет на выбор партнера для интимных отношений. Как отмечалось в главе «Сексологические исследования: методы и проблемы», в связи с нехваткой средств Эдвард Лауман и его коллеги (1994) были вынуждены ограничиться изучением двух наиболее многочисленных национальных меньшинств Америки. Поэтому представленная ниже таблица содержит результаты, касающиеся только белых американцев, афроамериканцев и испаноамериканцев. В исследовании приняли участие около 2000 не находящихся в браке или сожительстве гетеросексуальных пар. Как следует из приведенных ниже цифр, процент монорасовых сексуальных отношений очень высок для обоих полов среди белых и афроамериканцев. В среднем 91% всех сексуальных отношений среди афроамериканцев и белых респондентов составляли отношения с представителями той же расы. В противоположность внутрирасовой замкнутости белых и черных американцев, значительно более низкий процент выбора партнера по расовому признаку отмечен в группе испаноязычных респондентов (54 и 65% среди мужчин и женщин соответственно). Таким образом, сам собой напрашивается вывод, что «для испаноамериканцев расовая или этническая принадлежность не играет столь существенной роли в выборе сексуального партнера, как для белых и черных американцев» (Laumann et al., 1994). В недавнем исследовании, также проведенном в США и посвященном той же проблеме, было опрошено 75 000 сожительствующих и 480 000 семейных пар (Blackwell & Lichter, 2000). Результаты данного исследования расходятся с результатами NHSLS-опроса. На сей раз самый низкий процент монорасовых сексуальных отношений был зарегистрирован среди белых американцев. Если говорить более конкретно, то по количеству монорасовых сожительствующих и семейных пар лидировали афроамериканцы, за ними следовали представители азиатской расы, затем испаноязычные американцы, и на последнем месте были представители белой расы. Афроамериканцы в 365 раз чаще сочетались браком и в 110 раз чаще сожительствовали с чернокожими, чем с представителями иных рас. Азиаты в 55 раз чаще сочетались браком и в 17 раз чаще сожительствовали с азиатами. Испаноамериканцы в 12 раз чаще сочетались браком и в 9 раз чаще сожительствовали с представителями своей этнической группы. И наконец, белые в 8 раз чаще сочетались браком и только в 5 раз чаще сожительствовали с белыми, чем с представителями других рас. Распространенность монорасовых сексуальных отношений внутри различных расовых групп (процент выбора партнера по расовому признаку) Раса Мужчины, % Женщины, %