Впервые он увидел на концерте АКВАРИУМА ш_и_р_о_к_у_ю публику и убедился, что популярность БГ действительно огромна - и не только среди рокерской тусовки. На концертах рок-клуба и даже на фестивальных концертах в залах бывали, как правило, одни и те же люди, многих из них РД уже знал в лицо, не будучи знакомым. Но здесь была вся ленинградская молодежь - школьники, студенты, курсанты, солдаты, рабочие. Боб, как назло, был болен: группа только что вернулась из поездки в Новосибирск, привезя новую песню "Мир, Как Мы Его Знали", и БГ в дороге простудился. Один концерт он спел с температурой 39 градусов, жаловался на голос, на микрофон, который регулярно бил его током по губам, когда он прикасался к нему, - это было видно из зала, - и все равно это были счастливые мгновения. После концерта выходили скопом через служебный вход, у которого дежурила огромная толпа фанов, ныряли в машины друзей, мчались в мансарду к Гребенщикову, сидели там долго, оттягиваясь от дневных забот и вспоминая все перипетии концерта. Это были звездные часы, дальше было уже не так. Конечно, ленинградская милиция и дружинники, не имеющие опыта проведения столь больших рок-концертов, поначалу попытались установить жесткий порядок. Едва кто-нибудь в партере вскакивал на ноги, не в силах усидеть под зажигательное "рэггей", как к нему спешили на помощь, вытаскивали и буквально уносили за кулисы, в участок. Заметив это, Борис перестал играть, сказал несколько слов в микрофон, чтобы людям позволили вести себя так, как им хочется, если они не мешают концерту. Добавил от себя несколько слов и Сева Гаккель. На последних песнях весь партер вскочил, ринулся к сцене, милиция замешкалась... Уже на следующий день ей удалось подавить начавшееся стремление к сцене, но дальше перевес был на стороне фанов: все дальнейшие концерты прошли при стоячем партере во время прощальных песен и бисирования.
Реконструкция прошлых установок Как вы относились 5 лет назад к атомной энергии? К президенту Клинтону или к премьер-министрам — Жану Кретьену или Тони Блэру? К своим родителям? Если с тех пор ваши установки изменились, известно ли вам — насколько? Экспериментаторы попытались ответить на подобные вопросы и получили обескураживающие результаты. Люди, установки которых изменились, нередко настаивают на том, что они практически всегда были именно такими. Дарил Бем и Кейт Мак-Коннелл провели опрос среди студентов Университета Карнеги-Меллона (Bem & McConnell, 1970). Среди вопросов, которые они задавали, в неявном виде присутствовал и вопрос о том, насколько студенты контролируют университетскую учебную программу. Спустя неделю студенты согласились написать эссе о том, почему они против студенческого контроля. После этого их отношение к студенческому контролю стало значительно более негативным. Когда их попросили припомнить, как они отвечали на вопрос о контроле до написания эссе, они «вспомнили», что и тогда придерживались точно такого же мнения, как и сейчас, и не согласились с тем, что эксперимент повлиял на них. Когда же оказалось, что и студенты Университета Кларка точно так же отказываются от своих прежних установок, исследователи Д. Р. Уиксон и Джеймс Лэрд были потрясены «скоростью, размахом и решительностью», с которыми студенты пересматривают собственное прошлое (Wixon & Laird, 1976).
— Прагматический стиль (прагма) отличается тем, что человек выбирает себе любимого исходя из рациональных, практических соображений (например, ориентируясь на общность интересов). Он исповедует деловой подход к любви, пытаясь заключить «романтическое соглашение» с тем, кто подходит ему по социальным, образовательным, религиозным или иным критериям. Что происходит, когда встречаются двое, от природы расположенные к разным стилям любви? Для Ли это критический вопрос. Он полагает, что отношения любовников распадаются потому, что «слишком часто двое, говоря о любви, говорят на разных языках» (Lee, 1974, р. 44). Даже если оба партнера искренне желают построить прочные, долговременные отношения, их усилия могут быть подорваны тщетным стремлением совместить несовместимые стили любви. И наоборот, удовлетворенность любовными и супружескими отношениями часто зависит от того, удается ли человеку найти другого, который «держался бы того же подхода, того же понимания любви» (р. 44). Для эмпирического исследования теории Ли и выявления описанных им стилей любви опытным путем был разработан специальный вопросник, получивший название «Шкала отношения к любви» (Hendrick & Hendrick, 1986). Одно из исследований с использованием данной шкалы принесло интересные результаты, отчасти подтверждающие гипотезу Ли о том, что успешность отношений зависит от совместимости стилей любви (Hendrick et al., 1988). В другом, более позднем исследовании эта шкала была использована для изучения того, как различные стили любви влияют на степень удовлетворенности интимными отношениями на разных этапах человеческой жизни. В исследовании принимали участие 250 взрослых респондентов, разделенных на четыре группы: не состоящие в браке люди студенческого возраста; состоящие в браке, но не имеющие детей молодые люди; люди, состоящие в браке и имеющие несовершеннолетних детей; и наконец, люди, состоящие в браке и имеющие взрослых детей, живущих отдельно. Обнаружилось, что два стиля любви — эрос и агапе — положительно связаны со степенью удовлетворенности отношениями на всех стадиях жизни. Лудус, как и можно было ожидать, отрицательно коррелировал с удовлетворенностью отношениями у всех трех категорий женатых/замужних людей. Что касается сторге, то здесь значимая корреляция была отмечена только у тех семейных пар, которые имели на попечении несовершеннолетних детей. И наконец, между манией и, как ни странно, прагмой, с одной стороны, и удовлетворенностью отношениями — с другой, не было установлено значимой связи ни для одной из четырех групп (Montgomery, Sorell, 1997). В кого и почему мы влюбляемся? Как зарождается любовь? В кого мы влюбляемся? Эти вопросы чрезвычайно сложны. Некоторые авторы считают, что люди влюбляются, желая преодолеть одиночество и чувство разобщенности. Психоаналитик Эрих Фромм (1965) полагал, что единение с другим человеком составляет глубинную человеческую потребность. Другой представитель психоанализа, Ролло Мэй, автор книги Love and Will (1969), тоже считает, что человек, ощущая свое одиночество, ищет спасения в любви. По наблюдениям других авторов, одиночество — побочный продукт нашего индивидуалистического и чрезвычайно мобильного общества, но никак не часть человеческой природы. Они подчеркивают, что человек тесно связан с окружающими людьми — через систему социальных отношений, язык и культуру. В соответствии с этой точкой зрения любовные отношения представляют один из аспектов социальных отношений, а не лекарство от «болезни» одиночества (Solomon, 1981). Таким образом, любовь — это характерное для человеческого индивида сложное эмоциональное переживание, происхождение которой можно объяснить различными психосоциальными факторами. Однако ответ на вопрос, почему мы любим, может быть найден, хотя бы отчасти, и в тех сложных нейрохимических процессах, которые имеют место в нашем мозге, когда мы испытываем влечение к кому-то. В следующем разделе мы поговорим о некоторых открытиях, касающихся «химии любви». Химия любви По свидетельствам многих людей, страстная влюбленность близка к состоянию наркотической эйфории. Подобная реакция может быть обусловлена, по крайней мере частично, химическими процессами мозга. Так, к примеру, считают исследователи Майкл Либовиц (M. Liebowitz), автор книги The Chemistry of Love (1983), и Энтони Уолш (A. Walsh), автор The Science of Love: Understanding Love and Its Effects on Mind and Body (1991). Эти исследователи утверждают, что возбуждение, восторг и головокружение, которыми отмечено состояние страстной влюбленности, вызваны повышенной секрецией трех основных веществ, называемых нейромедиаторами, с помощью которых осуществляется связь между клетками мозга. Эти нейромедиаторы — норэпинефрин, допамин и особенно фенилэтиламин (ФЭА) — по химическому составу схожи с амфетаминами и потому вызывают амфетаминоподобные эффекты, такие как эйфория, головокружение и восторг. По меткому замечанию Уолша, «как только мы встречаем привлекательного для нас человека, на нашей фабрике ФЭА звучит призыв к работе».