Иногда наша нынешняя точка зрения — лишь усовершенствованная прежняя; в этом случае мы можем ошибаться, вспоминая прошлое как более отличное, чем есть на самом деле, от настоящего. Эта тенденция объясняет следующие результаты, которые неразрывно связаны между собой и приводят исследователей в замешательство: участники психотерапевтических программ, программ, направленных на борьбу с избыточным весом и курением, и спортивно-оздоровительных программ в среднем добиваются очень скромных результатов. Однако они часто утверждают, что участие в программе принесло им большую пользу (Myers, 2001). По мнению Майкла Конвея и Майкла Росса, это происходит потому, что люди, потратившие немало усилий, времени и денег на самосовершенствование, вполне могут рассуждать примерно так: «Возможно, я и сейчас далек от совершенства, но раньше я был еще хуже. Значит, программа принесла мне очень большую пользу» (Conway & Ross, 1985, 1986). Реконструкция нашего опыта Проведя эксперименты, в которых приняли участие более 20 000 человек, Элизабет Лофтус выявила следующую тенденцию: мы склонны конструировать воспоминания с большой уверенностью, но порой с недостаточной точностью. Стандартный эксперимент проводился следующим образом: испытуемые наблюдают за событием, получают ложную информацию о нем (или не получают ее), а затем тестируется их память. Эффект дезинформации проявляется из опыта в опыт. Испытуемые включают дезинформацию в свои воспоминания: они вспоминают знак «уступи дорогу» как знак «стоп»; молотки как отвертки; журнал Vogue как журнал Mademoiselle; доктора Хендерсона как «доктора Дэвидсона»; кашу, поданную на завтрак, как яйца; а гладко выбритого мужчину как парня с усами (Loftus et al., 1989). Лофтус полагает, что внушенная дезинформация может даже порождать ложные воспоминания о якобы имевшем место сексуальном насилии над ребенком (Loftus, 1993). Отложите книгу и вспомните какой-нибудь эпизод из дорогого вам прошлого, а потом продолжите чтение этого раздела. Вы видите себя в этом эпизоде? Если да, значит, ваше воспоминание — это реконструкция, потому что в действительности вы себя не видели.
Принцип обратимости (взаимность). Выражение приязни и любви обычно вызывает у реципиента аналогичную реакцию. Физическая привлекательность Как вы, вероятно, замечали сами, что физическая привлекательность зачастую имеет преобладающее значение в возникновении любовного влечения. Вопреки расхожему убеждению, что красота — не более чем оболочка, многочисленные эксперименты показали следующее: физически привлекательные люди больше «востребованы» в качестве друзей и любовников и чаще воспринимаются окружающими как приятные, интересные, чуткие, уравновешенные, счастливые, сексуальные, компетентные и социально адаптированные в отличие от тех, кто имеет заурядную или непривлекательную внешность (Feingold, 1992; Hatfield & Rapson, 1993; Hatfield & Sprecher, 1986b; Speed & Gangestad, 1997). Физическая привлекательность. Красивая внешность является мощным фактором, привлекающим партнеров друг к другу. Почему же красота является столь мощным фактором, привлекающим других людей? Отчасти ответ кроется в эстетике. Мы любим смотреть на людей и вещи, которые кажутся нам красивыми. Другое вероятное объяснение состоит в том, что многие, очевидно, полагают, будто красивые люди могут дать им больше с точки зрения желательных для них личностных качеств, нежели менее привлекательные. Возможно, нас также влечет к красивым людям, потому что их общество обещает повысить наш статус по закону ассоциации. Вероятно также, что красивые люди, благодаря тому что ими всегда восхищались окружающие и хорошо с ними обращались, могут чувствовать себя очень уверенными в себе и довольными собой. А это, в свою очередь, может благотворно отразиться и на их отношениях с другими людьми. Наконец, существуют свидетельства в пользу того, что люди рассматривают физическую привлекательность как показатель здоровья и что при прочих равных условиях нас больше привлекают здоровые люди (Gangestad & Buss, 1993; Kalick et al., 1998). Каковы бы ни были причины, красивая внешность привлекает людей даже в тех случаях, в которых мы обычно не считаем красоту значимым фактором. Интригующие исследования, проведенные Джудит Ланглуа и ее коллегами, убедительно свидетельствуют о том, что даже маленькие дети отдают предпочтение красивым людям еще задолго до того, как усваивают культурные стандарты красоты и внешней привлекательности. В ходе одного из этих исследований, проведенного с младенцами в возрасте от двух до восьми месяцев, был наглядно продемонстрирован тот факт, что уже в этом возрасте дети предпочитают красивые лица. Так, детям этой возрастной группы показывали пары цветных фотографий лиц взрослых женщин, привлекательность которых предварительно оценивала независимая группа взрослых. В результате у младенцев наблюдалась ярко выраженная тенденция дольше смотреть на более привлекательное лицо (Langlois et al., 1987). В ходе другого исследования годовалые дети проявляли позитивные эмоциональные и игровые реакции при взаимодействии с незнакомыми взрослыми людьми, носившими профессионально сконструированные и натурально выглядевшие красивые латексные театральные маски. Напротив, когда взрослые надевали маски, изображавшие непривлекательные лица, малыши выражали больше негативных эмоций и были менее склонны к игре (Langlois et al.,. 1990). Еще один эксперимент из этой серии показал, что годовалые дети значительно дольше играют с красивыми куклами, чем с некрасивыми (Langlois et al.,. 1990). Учеными был также проведен ряд исследований с целью определить, одинаковое ли влияние оказывает физическая привлекательность на мужчин и на женщин при формировании впечатления о людях, с которыми они знакомятся. В ходе одного из таких исследований было обнаружено, что юноши — студенты колледжей придают намного большее значение внешности при выборе партнера по сексуальным или прочным дружеским отношениям, чем студентки. С другой стороны, женщины придавали намного большее значение теплоте в межличностном общении и личностным качествам (Nevid, 1984). Другие исследования также показывают, что американские мужчины придают большее значение физической привлекательности, чем американские женщины (Bailey et al., 1994; Sprecher et al., 1994; Wiederman & Allgeier, 1992). Считаете ли вы, что эти проявления половых различий характерны и для представителей других культур? Результаты кросс-культурного исследования половых различий, касающихся выбора партнера среди гетеросексуальных пар, убедительно свидетельствуют о том, что мужчины всей планеты выше, чем женщины, ценят молодых и привлекательных партнеров. В ходе этого исследования, проведенного психологом Дэвидом Бассом (Buss, 1994), участников 37 выборок из Африки, Азии, Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии просили оценить значимость широкого спектра личностных характеристик своих потенциальных партнеров. В число этих характеристик входили надежность, привлекательная внешность, возраст, выигрышные финансовые перспективы, интеллект, общительность и целомудрие.