Хотя исследователи и утверждают, что подсознательная обработка информации способна привести к вспышкам интуиции, они все же сомневаются в ее безупречности. «Все согласны с тем, что подсознательное, возможно, не так совершенно, как принято считать», — говоря так, Элизабет Лофтус и Марк Клинджер выражают поддержку современных ученых, изучающих когнитивные процессы. Например, хотя подсознательная стимуляция и способна привести к слабой, скоротечной реакции, достаточной для того, чтобы вызвать если не осознание, то хотя бы чувство, нет доказательств того, что рекламные видеоклипы, предназначенные для воздействия на уровне подсознания, могут «перепрограммировать ваш подсознательный разум». (Сейчас уже получено немало новых свидетельств в пользу того, что сделать это невозможно (Greenwald, 1992).) Социальные психологи исследовали наши предрасположенные к ошибкам суждения, основанные на хиндсайте (интуитивном ощущении, возникающем после того, как событие свершилось, которое можно выразить словами «Так я и знал!»). Специалисты, работающие в других областях психологической науки, изучили нашу способность к иллюзиям — ошибочные перцептивные интерпретации, фантазии и сконструированные убеждения. Известно, что пациенты, перенесшие операцию, в результате которой были разделены полушария головного мозга, могут мгновенно придумывать объяснения собственным непонятным поступкам и верить в эти объяснения (Gazzaniga, 1992). Если экспериментатор даст невербальному правому полушарию пациента команду «Идите!», пациент встанет и сделает несколько шагов, а его вербальное левое полушарие сразу же предложит правдоподобное объяснение («У меня было такое чувство, будто я выпил»). Иллюзорное мышление упоминается и в многочисленных свежих публикациях о том, как мы воспринимаем, сохраняем и вспоминаем социальную информацию. Подобно тому как исследователи восприятия изучают зрительные иллюзии ради той информации о нормальных перцептивных механизмах, которую можно получить при этом, социальные психологи изучают иллюзорное мышление для того, чтобы извлечь ту информацию о нормальном мышлении, которую могут дать подобные исследования. Эти исследователи хотят дать нам карту повседневного социального мышления с четко обозначенными опасностями.
Сева. Это очень простая история и вместе с тем очень сложная. Я тогда вообще бросил пить, бросил мясо есть... Я решил, что ухожу из АКВАРИУМА безвозвратно, поэтому мои попытки возвращения сопровождаются такими ломками. Я до сих пор еще целиком не вернулся. Я сейчас только на пути к возвращению... РД. Мне хотелось бы сегодня восполнить некоторые пробелы своего образования. Так получилось, что я стал приобщаться к рок-н-роллу с начала восьмидесятых. А что было раньше? Мы никогда специально об этом не говорили, как ни странно. Конечно, я читал в том же "Рокси", еще где-то, Боб рассказывал разные случаи... И все же хочется выстроить хронологию.
В целом точки зрения на половые отношения и любовь у мужчин и женщин несколько отличаются (Hendrick & Hendrick, 1995; Quandagno & Sprague, 1991; Regan & Berscheid, 1995). Наш опыт преподавания курса человеческой сексуальности говорит о том, что студентки склонны в большей степени связывать между собой любовь и секс, нежели студенты-мужчины. В частности, в ходе проведенного нами опроса нескольких сотен наших студентов, около 36% женщин выразили мнение, что любовь является необходимой составляющей сексуальных отношений. Однако лишь 12% мужчин придерживаются такого же мнения. Аналогичные результаты, полученные в ходе других исследований, свидетельствуют о том, что мужчинам гораздо проще, чем женщинам, вступать в сексуальные отношения исключительно ради удовольствия и физиологической разрядки, не испытывая при этом глубоких чувств (Buss, 1999; Chara & Kuennen, 1994; Townsend, 1995). Несмотря на эти очевидные различия, как мужчины, так и женщины высоко ценят любовь и нежность в сексуальных отношениях. Более того, результаты двух общенациональных опросов, проведенных с участием большой репрезентативной выборки американских мужчин и женщин для журнала Parade в 1984 и 1994 годах, указывают на интересную тенденцию. При сравнении этих результатов становится очевидным, что установки мужчин и женщин, касающиеся взаимосвязи между любовью и сексом, постепенно сближаются. В ходе первого из этих исследований 59% мужчин и 86% женщин сообщали, что им трудно вступать в сексуальные отношения без любви (Ubell, 1984). Однако спустя десять лет уже 71% мужчин указывали, что им трудно состоять в сексуальных отношениях без любви, тогда как процент женщин, выразивших это мнение, остался прежним: 86% (Clements, 1994). <Задайте себе вопрос. Считаете ли вы, что секс без любви допустим? Почему да или почему нет?> Существуют ли различия во взглядах на любовь и секс у гетеросексуалов, гомосексуалистов и лесбиянок? «Я не считаю, что у меня есть предубеждения против гомосексуалистов. Однако я не одобряю их образа жизни, который, как мне кажется, состоит преимущественно из случайных связей, основанных скорее на сексе, чем на искренней привязанности. Некоторые гомосексуалисты, которых я знаю лично, за последнюю пару лет сменили больше партнеров, чем у меня было за всю жизнь.» (Из авторских архивов) Это мнение, выраженное знакомой одного из авторов, отражает широко распространенное среди гетеросексуалов представление, что гомосексуальные связи геев и лесбиянок основаны прежде всего на стремлении к получению сексуального удовольствия и лишены искренней привязанности, любви и преданности, приносящих человеку подлинное удовлетворение. В частности, это подтверждают результаты опроса нескольких сотен студентов американских колледжей, распределенных на экспериментальные подгруппы. Каждой подгруппе предлагалась абсолютно одинаковая информация о любовной паре, описывавшейся либо как гетеросексуальная пара, либо как пара геев, либо как пара лесбиянок. Испытуемых просили дать свою субъективную оценку уровня любви и степени удовлетворенности участников описываемой пары. В тех случаях, когда пара описывалась как гетеросексуальная, отношения партнеров получали в целом более высокую оценку как по критерию любви, так и по критерию удовлетворенности. С другой стороны, студенты, которым сообщалось, что пару составляют геи или лесбиянки, значительно ниже оценивали как уровень любви, так и уровень удовлетворенности партнеров (Testa et al., 1987). Результаты этого исследования с очевидностью демонстрируют факт наличия предвзятости респондентов к гомосексуальным отношениям. Ведь описания различались между собой только указываемой в них сексуальной ориентацией. Целому ряду исследователей удалось показать ошибочность такого мнения. Они продемонстрировали, что гомосексуалисты, точно так же как и гетеросексуалы, в целом стремятся к отношениям, исполненным любви, доверия и заботы, а также включающим многие другие показатели близости помимо сексуальной (Adler et al., 1989; Blumstein & Schwartz, 1990; Krudek, 1988; 1995; Zak & McDonald, 1997). Различия во взглядах лесбиянок и мужчин-гомосексуалистов на то, насколько тесно связаны между собой эмоциональная близость или любовь с сексом, носят тот же характер, что и различия в оценке этой связи между мужчинами и женщинами в целом. Однако если в целом мужчины в большей степени, чем женщины, склонны разделять любовь и секс, как уже отмечалось ранее, то гомосексуальные мужчины склонны делать это еще более резко. Некоторые геи, особенно до начала эпидемии СПИДа, вели образ жизни, состоявший из многочисленных случайных связей, лишенных любви или нежной привязанности (Bell & Weinberg, 1978). Тем не менее этот факт скорее указывает не на то, что геи не ценят любовь, а всего лишь на то, что некоторые геи рассматривают секс как самоцель. В отличие от гомосексуальных мужчин многие лесбиянки предпочитают не вступать в сексуальные отношения до тех пор, пока не достигнут эмоциональной близости с партнершей (Leigh, 1989; Zak & McDonald, 1997). Ряд других исследователей полагает, что эти различия между геями и лесбиянками являются результатом различий паттернов гендерно-ролевой социализации, допускающих больше свободы вступать в случайные связи для мужчин, чем для женщин. Более того, эти ученые утверждают, что гетеросексуальные мужчины так же часто вступали бы в случайные и лишенные любви связи, как и гомосексуальные, если бы сами женщины были равно в этом заинтересованы. Конечно, если не принимать во внимание тот факт, что большинство гетеросексуальных пар считают свои отношения чем-то исключительным (Foa et al., 1987; Leigh, 1989; Peplau, 1981).