БГ. Ну, школу мы какую-то вместе прошли. Мы тоже ездили стопом, фестивалили... Года два-три ездили в Прибалтику летом с Дюшкой... Сева. У нас идеология одна и та же. Была и есть.
На Олимпийских играх обладатели бронзовых медалей (они легко могли представить себе альтернативный вариант — оказаться за чертой призеров) радовались больше, чем обладатели «серебра», которым, в свою очередь, проще было представить себе, что они вполне могли выиграть «золото» (Medvec et al., 1995). Точно так же чем выше оценка учащихся в пределах определенной категории (например, категории B+), тем хуже они чувствуют себя (Medvec & Savitsky, 1997). Учащийся, имеющий оценку B+ и не добравший до A- одного балла, чувствует себя хуже, чем учащийся, справившийся с работой объективно хуже, но за счет одного балла получивший не B, а B+. Направление мышления, противоречащего фактам, определяется тем, к чему люди ближе — к худшей или к лучшей из возможных альтернатив. Подобное мышление, противоречащее фактам, — мысленное моделирование того, что могло бы быть, — имеет место, когда мы легко можем представить себе альтернативный вариант (Kahneman & Viller, 1986; Gavanski & Wells, 1989; Roese, 1997). Когда перед самым нашим носом захлопывается дверь автобуса или прекращается посадка в самолет, мы начинаем думать о том, что было бы, если бы мы только вышли из дома вовремя, поехали по привычной дороге и не останавливались по пути. Если мы опаздываем на полчаса или это происходит даже тогда, когда мы ехали по привычному маршруту, нам труднее представить себе иной результат, и поэтому мы меньше расстраиваемся. Спортивная команда или политик, которым не хватило для победы «совсем чуть-чуть» и которые проиграли, будут вновь и вновь представлять себе свой возможный успех. Если бы только... Противоречащее фактам мышление лежит в основе переживания удачи. Если нам чудом удается избежать неприятностей — гола на последней минуте матча, означающего наше поражение, или сосульки, упавшей с крыши, — нам нетрудно представить себе их негативные последствия (горечь поражения, травма), и поэтому мы думаем, что нам повезло (Teigen et al., 1999). Напротив, неприятности, которые произошли, но которых вполне могло и не быть, заставляют нас считать себя неудачниками. (— Все, что мне нужно знать о жизни, я узнаю из «Дайджестов пикантных новостей»! («Чернокожие верят О. Дж. Симпсону!»)
— Феномен влюбленности объясняется потребностью избавиться от ощущения одиночества, а также как попытка оправдать факт вступления в сексуальные отношения или как следствие сексуального влечения. — Сильные чувства страстной влюбленности могут быть обусловлены колебанием уровня таких химических веществ, присутствующих в мозге, как норэпинефрин, допамин и в особенности фенилэтиламин (ФЭА). Эволюция чувств от страсти к глубокой привязанности может являться результатом постепенного повышения уровня эндорфинов в мозге. — К числу факторов, способствующих межличностному влечению и влюбленности, относятся пространственная близость, сходство, взаимность и физическая привлекательность. У нас часто развиваются любовные отношения с теми, кого мы часто встречаем, чьи взгляды близки нашим собственным, с теми, кому, как нам кажется, мы нравимся и кого мы воспринимаем как физически привлекательных. Развитие близких отношений — Любовь к себе, под которой понимается положительное восприятие и принятие себя, является необходимым фундаментом и для построения близких отношений с другими. — В число фаз интимных отношений входят включение, ответная реакция, забота, доверие, привязанность, игривость и генитальный контакт. Забота, доверие и игривость, как правило, развиваются параллельно и подкрепляют друг друга. Аспекты любовных отношений