Межличностная дистанция Социальные психологи и специалисты по общению могут многое рассказать о личном пространстве. Вкратце эта идея предполагает, что мы обычно устанавливаем разные уровни межличностного расстояния между нами и теми, с кем мы общаемся, в зависимости от наших отношений (реальных или желаемых). Интимное пространство, в которое мы допускаем друзей и любовников, ограничивает общение гораздо меньше, чем то, которое мы поддерживаем между нами и теми, кого не знаем или кто нам не нравится. Очень поучительно понаблюдать за тем, что происходит в таких местах, как бары или вечеринки, где люди знакомятся друг с другом. Прочтите следующее: «Когда я знакомлюсь с людьми и они мне нравятся, я уделяю много внимания языку тела. Если они чувствуют себя неловко или отклоняются назад, когда я придвигаюсь ближе, то это очень хороший показатель того, что мой интерес не взаимен.» (Из авторских архивов) Если кто-то пытается сократить межличностное расстояние, это в основном воспринимается как невербальный знак того, что ему или ей человек нравится или он или она хочет более близкого общения. Напротив, если кто-то отклоняется, когда другой человек придвигается ближе, то такое действие может восприниматься как недостаток интереса или мягкая форма отказа. Любовники, между которыми межличностная дистанция сводится к минимуму, также могут использовать такие намеки в качестве сигналов желания близости. Когда ваш любимый(ая) приближается к вам и ее или его тело доступно для ваших прикосновений и ласк, желание физической близости (не обязательно секса) вполне очевидно. Точно так же, когда он или она откатывается на другой край постели, это может быть сигналом: «Пожалуйста, не слишком приближайся ко мне сегодня ночью». Прикосновения
Сева. Получается так, что мы канаем под братков. Нас любят ребятки с улицы, а не мажоры. Нам бы не хотелось, чтобы нас записывали в разряд хряков... РД. Но хряк - это не деньги, это образ жизни и мыслей. БИТЛЗ не были хряками, хотя у них были миллионы. И все же связь между духовным и материальным есть. Скажем, есть реальная жизнь - и есть некие фантазии, которые я выпечатываю на машинке...
Доведение установок до сознания. В новой ситуации наши действия уже не столь автоматичны: не имея готового сценария, мы вынуждены сначала думать, а уж потом действовать. Если побудить людей задуматься над своими установками, прежде чем они начнут действовать, будет ли их поведение больше соответствовать последним? Марк Снайдер и Уильям Свонн задались целью ответить именно на этот вопрос (Snyder & Swann, 1976). Через две недели после того, как 120 их студентов из Университета штата Миннесота сформулировали свое отношение к политике государства, направленной на искоренение дискриминации на рынке труда, Снайдер и Свонн пригласили их сыграть роль присяжных на процессе по иску о дискриминации по половому признаку. Только те студенты «вынесли приговоры», соответствующие их установкам, которым сначала напомнили о необходимости «систематизировать собственные мысли о дискриминации на рынке труда и взгляды на эту проблему» и предоставили возможность это сделать. Наши установки руководят нашим поведением, если мы задумываемся над ними. Люди с развитым самосознанием обычно не теряют связи со своими установками (Miller & Grush, 1986). Следовательно, второй способ заставить людей концентрировать внимание на внутренних убеждениях, заключается в том, чтобы научить их осознавать свои действия, возможно, стоя перед зеркалом (Carver & Scheier, 1981). Может быть, вам знакомо это чувство внезапного осознания себя, которое возникает, когда входишь в комнату с большим зеркалом? Когда люди осознают себя, связь между словом и делом становится более прочной (Gibbons, 1978; Froming et al., 1982). Эдвард Динер и Марк Уоллбом отмечают, что едва ли не все студенты университета считают обман аморальным (Diener & Wallbom, 1976). Но станут ли они следовать совету шекспировского героя, Полония, и будут ли искренними с самими собой? Якобы для определения IQ, Динер и Уоллбом дали студентам Вашингтонского университета задание — решение анаграмм — и сказали, что когда прозвенит звонок, работа должна быть прекращена. Большая часть оставленных без присмотра испытуемых (71%) обманули экспериментатора: они продолжали работать и после звонка. Среди студентов, для которых были созданы условия, благоприятствующие самоосознанию (они работали перед зеркалом, слушая свой собственный голос, записанный на пленку), количество обманщиков не превысило 7%. В связи с этим возникает вопрос: чаще ли покупатели станут вспоминать о том, что воровство — грех, если в магазинах установят зеркала на таком уровне, чтобы они могли видеть в них свои глаза? <Легче читать проповеди о добродетели, чем быть добродетельным. Ларошфуко, Максимы, 1665>