Gottman, John (1994). Why Marriages Succeed or Fail. New York: Simon & Schuster. Информация, полученная в результате двадцатилетнего исследования общения в отношениях, помогает найти способы улучшения общения партнеров. Levant, Ronald; and Brooks, Gary (Editors) (1997). Men and Sex: New Psychological Perspectives. New York: John Wiley & Sons. Великолепное собрание статей, убедительно описывающих то, как мужская сексуальность формируется в процессе социализации, где не одобряется выражение эмоций и близость в отношениях. Различные авторы исследуют, как стиль воспитания в Северной Америке приводит к паттерну сексуальности вне отношений, овеществлению женщины, неверности и разврату, подходу к сексу как к товару и к сексуальным преступлениям. В заключительной статье даны рекомендации, как можно изменить такие деструктивные паттерны сексуальности вне отношений на личностном и социальном уровне. Mckay Matthew; Davis Martha; and Fanning Patrick (1983). Messages: The Communication Book. Oakland, CA: New Harbinger Publications. Практическая книга, посвященная навыкам, относящимся к таким темам, как сексуальное общение, разрешение конфликтов и общение в семье. Tannen Deborah (1990). You Just Don't Understand: Women and Men in Conversation. New York: Morrow. (Also available inpaperback from Ballantine, 1991.) Написанная легким, живым языком, хорошо продаваемая книга, в которой раскрыты важные различия в стилях ведения разговора у мужчин и женщин. Также рассматривается происхождение этих различий и к каким трудностям во взаимоотношениях полов они могут привести. Читатель этой книги найдет много полезной информации, которая поможет улучшить его или ее общение с противоположным полом.
Рок-дилетант. Александр Старцев - рок-дилетанту
Влияние поведения на установки проявляется даже в театре. По мере того как роль захватывает актера, осознанное лицедейство уступает место подлинным чувствам. «Работа над этой ролью полностью изменила меня», — сказал Ян Чарльсон, исполнитель роли уравновешенного и набожного героя Олимпийских игр в фильме «Огненная колесница». Более серьезный урок изучения ролевого поведения касается того, как нереальное (искусственная роль) может превратиться в нечто реальное. Приступая к исполнению новых обязанностей педагога, солдата или бизнесмена, мы начинаем играть роль, которая формирует наши установки. Представьте себе человека, исполняющего роль раба, да не в течение каких-нибудь 6 дней, а в течение многих декад. Если поведение участников эксперимента «Стэнфордская тюрьма» изменилось буквально за считанные дни, нетрудно представить себе, сколь разрушительным может стать продолжительный опыт подчиненного поведения. «Господин» может измениться даже сильнее, чем «раб», поскольку его роль «эффектнее». Фредерик Дуглас, бывший раб, вспоминает, как изменялась его хозяйка по мере того, как свыкалась со своей ролью: «Моя хозяйка была именно такой, какой показалась мне в тот момент, когда я впервые увидел ее у дверей, — женщиной с добрейшим сердцем и нежнейшими чувствами... Ее доброта потрясла меня, и я просто не знал, как вести себя с ней. Она была совершенно не похожа на тех белых женщин, которых мне приходилось встречать прежде... Самый ничтожный раб мог вести себя естественно в ее присутствии, и после встречи с ней все чувствовали себя лучше. Ее лицо озаряла ангельская улыбка, а голос звучал, как божественная музыка. Но увы! Это доброе сердце недолго оставалось таким. Как только в ее руках оказалась безграничная власть, ее фатальный яд сразу же начал вершить свою дьявольскую работу: веселые глаза стали красными от гнева, мелодичный голос, будто сотканный из нежнейших аккордов, сменился резкими, диссонирующими звуками, а ангельское личико превратилось в физиономию демона» (Douglass, 1845, р. 57-58).