Рокер может себе позволить быть вызывающим, агрессивным, замкнутым: исполнитель поп-музыки обязательно должен понравиться. БРАВО - это хорошая поп-музыка. Но не более. В Вильнюсе все так или иначе играли рок, БРАВО ни на что подобное не претендовало, оно четко делало эстрадное дело. Программа была старая, накатанная: "Желтые Ботинки", "Синеглазый Мальчик", "Медицинский Институт" и прочие хиты дискотек - веселенькие песенки обо всем понемногу и ни о чем. Что тут сказать? Каждый делает то, что может, хотя Ива - по-своему явление незаурядное... Ну вот мы и приблизились к кульминации. Да, дорогой рок-дилетант, последним в конкурсной программе выступал АКВАРИУМ. К концу второго дня аппарат стал вести себя по-ленинградски, с капризами. Зал почтительно и терпеливо ждал, пока ОНИ настроятся.
Принцип, согласно которому поведение формирует установки, распространяется и на безнравственные поступки. Нередко зло становится результатом постепенно нарастающих уступок. Незначительный некрасивый поступок может облегчить совершение более тяжкого проступка. Дурные поступки расшатывают нравственность того, кто их совершает. Перефразируя Ларошфуко, можно сказать, что легче найти человека, который никогда не поддавался искушению, чем человека, который поддался ему лишь раз в жизни (La Rochefoucauld, Maxims, 1665). <Наши самоопределения не создаются в наших головах; их куют наши поступки. Роберт Макаффи Браун, Творческий беспорядок: динамика изящества, 1980> Жестокость разъедает совесть того, кто проявляет ее. Причинение вреда ни в чем не повинным людям — в форме оскорбительных высказываний или нанесением ударов электрическим током, — как правило, приводит к тому, что агрессоры начинают унижать свои жертвы: это помогает им оправдывать свое поведение (Berscheid et al., 1968; Davis & Jones, 1960; Glass, 1964). Мы склонны не только обижать тех, кто нам не нравится, но и не любить тех, кого обижаем. В экспериментах, позволивших сделать этот вывод, испытуемые особенно активно оправдывали свои действия тогда, когда их не принуждали совершать их, а уговаривали. Мы берем на себя большую ответственность за те поступки, которые совершаем добровольно.
Фантазия мужчины во время мастурбации подтверждает результаты одного исследования о том, что каждый третий мужчина фантазирует о сексуальном контакте с представителем того же пола (Ellis et al., 1987): «Обычно я представляю себе некую женщину (не из числа моих знакомых), красивую блондинку, которая ложится под меня и позволяет мне ласкать ее в позе «69». Частенько в этих фантазиях появляется сильный бородатый мужчина, который стимулирует мой пенис ртом, а женщина в это время целует меня или позволяет мне ласкать ее внизу.» (Из авторских архивов) Еще одна функция, которую выполняют сексуальные фантазии, заключается в освобождении человека от полоролевых стереотипов (Pinhas, 1985). По сути дела, чем больше женщина освобождается от гендерных стереотипов, тем глубже она погружается в мир сексуальных фантазий. Результаты одного опроса показали, что студентки колледжей, которым были свойственны более традиционные гендерные установки, реже фантазировали на сексуальные темы, чем более независимые участницы исследования, разделявшие более либеральные взгляды на роль женщины (Brown & Hart, 1977). Фантазии женщин, в которых они выступают в роли сексуальных агрессоров, и фантазии мужчин о сексе под принуждением служат достойной альтернативой традиционным гендерным стереотипам. 3% женщин, участвовавших в исследовании Ханта (Hunt, 1974), и 16% женской выборки исследования Сью (Sue, 1979) рассказали, что в своих фантазиях они представляют, как заставляют других заниматься с ними сексом. В своей первой книге о мужских сексуальных фантазиях Нэнси Фрайди (Nancy Friday) пишет, что одна из главных тем таких фантазий — это отказ мужчин от контроля в пользу полной пассивности: «Может показаться, что это здорово и даже круто, всегда оставаться человеком, который выбирает женщин и решает, когда, где и как будет разыграна очередная постельная сцена. Но не безопаснее ли роль женщины? Мужчина находится в такой ситуации, как будто он пригласил друзей в новый ресторан. Что если это место не оправдает его ожиданий? Роль мачо заставляет мужчину всегда быть на высоте, в роли кинозвезды. Женщина же в таком случае выступает в роли критика. Таковы издержки, невидимые глазу» (1980, р. 274). Хотя фантазии о сексе под принуждением составляют достойную альтернативу полоролевым ожиданиям, предъявляемым к мужчинам, фантазии похожего содержания, как правило, имеют для женщин совершенно иное значение. Женщинам, у которых собственная сексуальность вызывает смешанные чувства, фантазии такого рода позволяют участвовать в сексуальных приключениях, в которых нет места ответственности за свой выбор и чувству вины. Общее и различное в сексуальных фантазиях мужчин и женщин Женские и мужские сексуальные фантазии имеют ряд общих черт. Во-первых, во время контакта с партнером представители обоего пола фантазируют на сексуальные темы примерно с одинаковой частотой (Leitenberg & Henning, 1995). Во-вторых, как видно из табл. 7.1, содержание фантазий как у мужчин, так и у женщин представлено широким диапазоном воображаемых сюжетов. Однако исследование, в рамках которого был проведен анализ содержания сексуальных фантазий мужчин и женщин (Leitenberg & Henning, 1995), выявило значительные различия между ними. — Мужские фантазии носят более активный характер и в большей степени ориентированы на тело женщины и на то, что он хочет с ним сделать, в то время как фантазии женщин более пассивны, а центральное место в них занимает интерес мужчины к телу женщины.