Резкая смена темпа. Совершенно неожиданно звучит акустика, она впервые включена в "электрическую" программу. На песне "Аделаида" происходит плавный поворот назад, к "электричеству". В финале песни выходит Ляпин и заканчивает ее красивейшим нежным соло. Вильнюсцы хлопают, но, я уверен, не все могут оценить прелесть этой коды; кто бы мог представить полтора года назад, чтобы супергитарист Ляпин согласился выйти в финале на пять секунд! Выступление АКВАРИУМА стало главным событием "Литуаники". Приз за неустанный творческий поиск и самобытность стиля, полученный группой в Вильнюсе, равнозначен ленинградскому "Гран-при". В этот вечер забылась вся остальная музыка, она показалась плоской и поблекшей по сравнению с цельным, зрелым и, главное, выстраданным мейнстримом! Они шли к этой музыке долгие годы, они боролись за нее и за каждый такт своего полуночного концерта заплатили по самой дорогой цене!
Хотя эта идея и противоречит предположению о том, что «невозможно сделать из нравственности закон», за десегрегацией, тем не менее, последовало изменение установки. Рассмотрим некоторые корреляционные результаты этого грандиозного социального эксперимента: — После принятия Верховным Судом решения о десегрегации количество белых американцев, сторонников совместного обучения белых и чернокожих детей, возросло более чем в два раза, и сейчас этой точки зрения придерживается практически все белое население (Другие примеры, иллюстрирующие прежние и нынешние расовые установки, представлены в главе 9.) — За первые 10 лет, прошедшие с момента вступления в силу в 1964 г. Закона о гражданских правах, количество белых американцев, которые описывали своих соседей, друзей, коллег (или соучеников) как «стопроцентно белых», уменьшилось примерно на 20% для каждой из этих категорий. Окрепли межрасовые связи. За тот же самый период количество белых американцев, считающих, что афроамериканцы имеют право жить там, где они хотят, возросло с 65 до 87% (ISR Newsletter, 1975). Установки тоже изменялись.
«Прослеживается быстрое ухудшение состояния здоровья, наблюдается общая ослабленность, замедление роста, слабость в нижних конечностях, нервозность и дрожание рук, ухудшение памяти или способности к обучению, беспокойное поведение, ухудшение зрения, головные боли, нарушения сна или бессонница. Затем на глазах появляются ячмени, развивается слепота, слабоумие, чахотка, болезни спины, истощение, непроизвольное семяизвержение, снижение общего тонуса и энергии и потеря духа, умопомешательство и идиотия. Наступает бесповоротный крах духа и тела» (Wood & Ruddock, 1918, p. 812). В XIX веке сексуальную абстиненцию, неприхотливость в пище и поддержание физического тонуса тела провозгласили ключевыми факторами здоровья. Преподобный Сильвестр Грэхем, который ратовал за приготовление пищи из муки грубого помола и чьим именем с тех пор называют крекеры из непросеянной пшеничной муки, писал, что при эякуляция из человека уходят бесценные «жизненные соки». Он призывал мужчин воздерживаться от мастурбации и даже от выполнения супружеского долга, дабы избежать морального и физического разложения. Доктор медицины Джон Харви Келлогг пошел еще дальше и продолжил разработки Грэхема. Он стал выпускать кукурузные хлопья, которые, по его замыслу, должны были помочь преодолеть желание мастурбировать и сексуальное желание вообще (Money, 1983). Наравне со всевозможными механическими приспособлениями для борьбы с мастурбацией предлагались и такие способы, как надевание бандажа на гениталии, связывание рук на время сна, намазывание клитора карболовой кислотой и сшивание крайней плоти (Michael et al., 1994). Это блокирующее металлическое приспособление для гениталий на кожаных ремнях, запатентованное в 1910 году, было разработано для борьбы с мастурбацией у пациентов психиатрических клиник Фрейд и большинство самых первых приверженцев его теории психоанализа полагали, что мастурбация не наносит вреда физическому здоровью человека, а мастурбацию в детстве считали совершенно нормальным явлением. Однако, по их мнению, занятия мастурбацией во взрослом возрасте могут привести к «незрелости» сексуального развития и неумению устанавливать хорошие сексуальные взаимоотношения. Современные исследования не выявили ни пользы, ни вреда мастурбации для сексуальной адаптации в период ранней взрослости (Leitenberg et al., 1993). Современные взгляды отражают противоречивое отношение к проблеме мастурбации. Так, отголоски осуждающего отношения к этому явлению слышны до сих пор. В 1976 году Ватикан издал «Декларацию по некоторым вопросам сексуальной этики». В ней мастурбация характеризуется как «проявление серьезного внутреннего нарушения». В 1993 году эту тенденцию продолжил Папа Иоанн Павел II, который высказался о мастурбации как о нравственно неприемлемом поведении. Некоторые воздерживаются от мастурбации по религиозным соображениям: «Я не занимаюсь мастурбацией, потому что родители и святая церковь научили меня, что сексуальные отношения в браке — это проявление любви Господней. Любые другие сексуальные действия обесценивают то, что происходит между мной и моей женой.» (Из авторских архивов) Многие, напротив, считают мастурбацию позитивным и благотворным аспектом сексуальности. Например, Бетти Додсон, автор книги «Освободительная мастурбация», пишет: «Разумеется, мастурбация — это наше первое естественное проявление сексуальности. Через нее мы открываем собственный эротизм, учимся сексуальному реагированию, учимся любить себя и формируем свою самооценку. В нашем обществе сексуальная умелость и чуткость реагирования не считаются «нормальными». Таким образом, в нас подавляют то, что свойственно нам по природе. Естественным же и «нормальным» считается сексуальная сдержанность. Однако секс, как и любой другой навык, нужно вырабатывать и практиковать» (1974, р. 13).