«Я не стремился... снискать его расположение какими бы то ни было знаками особого уважения, а, спустя какое-то время, прибег к иной тактике. Прослышав о том, что в его библиотеке есть одна очень редкая и любопытная книга, я написал ему письмо, в котором сообщил о своем желании познакомиться с ней, и спросил, не окажет ли он мне услугу и не даст ли ее на несколько дней. Книга была получена мною незамедлительно, и через неделю я вернул ее, не преминув выразить искреннюю признательность за оказанную услугу. Когда мы после этого встретились в Парламенте, он заговорил со мной (чего раньше никогда не случалось) и был чрезвычайно вежлив. С тех пор он не упускал ни одного случая сообщить мне о своей готовности к любым услугам; мы стали большими друзьями и оставались ими вплоть до самой его смерти» (цит. по: Rosenzweig, 1972, р. 769). Социальные движения То, что поведение общества способно повлиять на его установки, позволяет допустить возможность использования этого феномена для политической социализации массового сознания, правда, с опасными последствиями. В 1930-е гг. многие граждане Германии ощущали полную несовместимость своего поведения и личных убеждений, причиной которой стало участие в мероприятиях, проводимых нацистами, ношение униформы и особенно приветствие «Хайль Гитлер». По словам историка Ричарда Грюнбергера, для тех немцев, у которых еще сохранялись сомнения относительно Гитлера, «“немецкое приветствие” было действенным способом создания соответствующих условий. Решившись однажды произнести его вслух в качестве внешнего признака собственного конформизма, многие ощущали... дискомфорт по причине несоответствия их слов тем чувствам, которые они испытывали. Лишенные возможности говорить то, что они думали, люди, пытаясь сохранить психическое равновесие, стремились поверить в то, что они говорили» (Grunberger, 1971, р. 27). {Наши политические ритуалы — ежедневный подъем флага в школах, исполнение национального гимна — используют общественный конформизм для воспитания личного патриотизма}
Рок-дилетант - сыну
Что касается мастурбации, то обычно больше всего вопросов и беспокойств возникает по поводу того, «не слишком ли часто я этим занимаюсь». В табл. 7.3 приводится диапазон частоты мастурбирования среди студентов колледжей. Даже в тех источниках, где мастурбация рассматривается как «нормальное явление», мастурбирование «сверх меры» часто называют отклонением. При этом критерии чрезмерности, как правило, отсутствуют. Если человек занимается мастурбацией настолько часто, что это создает значительные проблемы в других сферах его жизни, то это может служить поводом для беспокойства. Однако в этом случае мастурбация скорее является симптомом или проявлением некоей внутренней проблемы, а не сама является таковой. Например, некто, испытывающий сильную тревогу, может прибегать к мастурбации в стремлении облегчить переживание тревоги или как к способу самоуспокоения. В этом случае проблемой является эмоциональное состояние тревоги, а вовсе не факт мастурбации. Таблица 7.3. Две тысячи студентов колледжа отвечали на вопрос: «Как часто вы занимаетесь мастурбацией?» (Приведены проценты только для крайних точек континуума) Мужчины, % Женщины, % Не реже двух раз в неделю 50 16 Не занимаюсь 12 40 (Источник: Elliot & Brantley, 1997.) Большинство мужчин и женщин, независимо от того, состоят они в браке или нет, время от времени занимаются мастурбацией. Женщины, как правило, начинают больше мастурбировать в возрасте старше 20 лет. Кинси выдвинул гипотезу о том, что это обусловливается усилением эротической восприимчивости, появлением возможности сформировать навыки самостимуляции в процессе эротических игр с партнером и ослаблением сексуальных запретов. Как правило, люди не оставляют занятий мастурбацией и после вступления в брак. Фактически, те, у кого выше частота сексуальных контактов с партнером, чаще прибегают к мастурбации (Laumann et al., 1994). Тем не менее занятия мастурбацией при наличии сексуального партнера нередко считаются неуместными. Некоторые полагают, что сексуальные действия в отсутствие партнера недопустимы или что получая сексуальное удовлетворение от мастурбации, они лишают удовольствия своего партнера. Другие ошибочно воспринимают желание партнера мастурбировать как признак дисгармонии в отношениях между ними. Но до тех пор пока мастурбация не создает помех для интимной близости людей, приносящей им обоим взаимное удовольствие, ее можно считать естественным элементом сексуального репертуара каждого из партнеров. Более того, в одном из исследований было обнаружено, что замужние женщины, которые испытывали оргазм во время мастурбации, получали большее удовольствие от секса и брака в целом, чем те, кто не занимался мастурбацией (Hurlbert & Whittaker, 1991).