Теория когнитивного диссонанса позволяет объяснить самоубеждение и предлагает несколько удивительных прогнозов. Возможно, вы уже и сами догадались, каких именно. Недостаточное оправдание Представьте себе, что вы — участник знаменитого эксперимента, проведенного изобретательным Фестингером и его ученицей Дж. Меррилл Карлсмит (Festinger & Carlsmith, 1959). В течение часа вы должны заниматься бессмысленным делом, например поворачивать деревянную ручку. Когда вы заканчиваете «работу», экспериментатор (Карлсмит) говорит вам, что цель исследования — изучение влияния ожиданий на выполнение задания. Следующего испытуемого, ожидающего за дверью, необходимо убедить в том, что его ждет интересный эксперимент. Карлсмит, изображая человека, оказавшегося в безвыходном положении (Фестингер «дрессировал» ее в течение многих часов, добиваясь максимальной естественности), говорит вам, что ассистент, который обычно беседует с испытуемым, чтобы создать у него подобные ожидания, не смог участвовать в эксперименте, и, ломая руки, умоляет вас заменить его. Вас просят потрудиться во имя науки и обещают заплатить, и в конце концов вы соглашаетесь поговорить со следующим испытуемым (который на самом деле — тот самый помощник экспериментатора) и рассказать о том, какое удовольствие только что получили. «Правда? — так называемый испытуемый явно не торопится поверить вам. — Неделю назад в этом эксперименте участвовала моя подруга, и сказала, что это смертная тоска». — «Ничего подобного! — отвечаете вы. — Очень интересное задание. Будете поворачивать ручки. Отличное упражнение. Получите огромное удовольствие, вот увидите». Ваше личное участие в эксперименте заканчивается тем, что вас просят заполнить анкету (опросник) и ответить на вопрос, насколько вам на самом деле понравилось вертеть ручки.
ХИТ-ПАРАД ЧИТАТЕЛЕЙ (220 анкет)
Подо мной тебя, каждый раз такой новой. (Cummings, 1923) Поцелуи Многие из нас помнят свой первый романтический поцелуй. Его наверняка сопровождало чувство неловкости. Поцелуй может быть мощным, глубоким, эротическим впечатлением, которое превосходно описал поэт Теннисон: «Однажды в долгом поцелуе он выпил душу сквозь мои уста». Губы и рот чрезвычайно богаты чувствительными нервными окончаниями, доставляющими ощущения наслаждения. Вот почему любой из бесконечного множества поцелуев доставляет такое безграничное удовольствие и тому, кто целует, и тому, кого целуют. В Камасутре, классическом индийском трактате об эротике, можно найти описание семнадцати видов поцелуев (Ards, 2000). Поцелуй со сжатыми губами, как правило, нежнее и романтичнее, тогда как в глубокий, или «французский», поцелуй обычно вкладывают больше сексуальной страсти. К тому же поцелуй чаще всего сопровождает целая гамма оральных ласк — партнеры лижут, сосут и слегка покусывают друг друга. Для поцелуев подходит вся поверхность тела человека. Вот как студенты описывают свои любимые поцелуи: «Когда возлюбленный держит в руках мое лицо и ласково целует веки, я просто таю. Я очень сильно завожусь, когда муж вводит язык ко мне в рот, как пенис во влагалище. Если никто и никогда не сосал пальцы ваших ног, вы еще не жили.