{Необходимость принять важное решение может стать причиной серьезного диссонанса: после того как решение принято, человек начинает переоценивать недостатки того, что он выбрал, и достоинства того, от чего отказался} В ситуациях, связанных с принятием простых решений, феномен «принятое решение-становится-убеждением» дает знать о себе очень быстро. По данным Роберта Нокса и Джеймса Инкстера, любители скачек, уже сделавшие ставку, настроены по отношению к судьбе своих денег более оптимистично, нежели те, кто только собирается это сделать. За несколько минут, прошедших между тем, как человек дождался своей очереди, подошел к окошку букмекера и отошел от него, не изменилось ничего, за исключением двух обстоятельств: решение принято, и отношение к нему самого человека изменилось. Согласившиеся принять участие в игре в рулетку во время карнавала более уверены в своей победе, если согласие уже дано, чем до этого момента. Точно так же ведут себя и избиратели: сразу после голосования они демонстрируют большее уважение к кандидату и большую уверенность в нем, чем перед самым голосованием (Younger et al., 1977). Порой две альтернативы лишь незначительно отличаются друг от друга; именно такая ситуация сложилась однажды у нас на факультете, когда меня попросили помочь в решении судьбы претендентов на зачисление в штат. Достоинства и компетентность кандидатов кажутся примерно одинаковыми, но лишь до того момента, как решение принято и стало достоянием гласности. <Каждый раз, делая выбор, вы превращаете центральную часть самого себя, ту самую часть, которая выбирает, в нечто, немного отличное от того, чем она была раньше. К. Льюис, Просто христианство, 1943> Эти эксперименты и примеры позволяют говорить о том, что решения — после того, как они уже приняты, — сами создают оправдания, на которые и опираются. Нередко эти точки опоры столь надежны, что решение «выживает» и после утраты одной из них, пусть даже и той, которая была определяющей, когда оно принималось. Элисон решает, что навестит родных, если перелет обойдется не дороже $400. Выяснив, что это возможно, она заказывает билет и начинает думать, почему еще предстоящее путешествие так радует ее. Но, придя выкупать билет, Элисон узнает, что цены подскочили и ей нужно выложить $475, однако это не имеет значения, ибо решение о поездке уже принято. Как и тогда, когда продавцы машин проявляют по отношению к покупателям тактику «подачи низкого мяча», людям не приходит в голову, по словам Чалдини, что «эти дополнительные причины, возможно, вообще никогда бы не возникли, если бы решение уже не было принято» (Cialdini, 1984, р. 103).
8. ДДТ (Уфа/Ленинград): "Время" (1985) - 100 9. МАШИНА ВРЕМЕНИ (Москва): "Реки И Мосты" (1987) - 93
Однако, как показано во вставке «Опыт орального секса среди американских женщин и мужчин», между разными сегментами американского общества до сих пор прослеживаются различия, касающиеся опыта орального секса и отношения к нему. Лики сексуальности. Опыт орального секса среди американских женщин и мужчин В ходе Общенационального опроса в области здравоохранения и социальной жизни (Laumann et al.,. 1994) мужчин и женщин разной расовой принадлежности, образовательного уровня и вероисповедания спрашивали об имеющемся у них опыте занятий оральным сексом с целью проведения сравнительного анализа. Данные, приведенные в таблице, отражают значительные различия, связанные не только с расовой принадлежностью, но и с образовательным уровнем, а также с религиозными предпочтениями. В целом белые американцы (как мужчины, так и женщины) имеют больший опыт орального секса, за ними следуют латиноамериканцы. Афроамериканцы же занимаются оральным сексом реже других. Другое исследование, в рамках которого белых американских мужчин сравнивали с афроамериканцами, равными им по социоэкономическому статусу, выявило примерно одинаковую частоту занятий оральным сексом. Это свидетельствует о том, что сексуальное поведение все же более тесно связано с социоэкономическим статусом, нежели с цветом кожи (Samuels, 1997). Люди, получившие более престижное образование, значительно чаще занимаются оральным сексом. Причем эта закономерность более явно прослеживается у женщин, чем у мужчин. Результаты еще одного исследования подтверждают существование таких различий среди женщин. «Деловые женщины» более склонны считать оральный секс «нормальным», чем домохозяйки (65 против 43%) (Janus & Janus, 1993). Примечательно, что хотя мужчины и женщины, независимо от своего образовательного уровня, сегодня больше приветствуют практики орального секса, чем участники исследования Кинси (исследование Кинси, проводившееся в конце 40-х — начале 50-х, показало, что 60% пар, окончивших колледж, 20% пар, окончивших среднюю школу, и 10% пар, получивших только начальное образование, использовали оральную стимуляцию как элемент супружеских отношений), частота оральных сексуальных контактов по-прежнему положительно связана с уровнем полученного образования. Активная роль в занятиях оральным сексом, % Пассивная роль в занятиях оральным сексом, % Мужчины Женщины Мужчины Женщины Раса Белые 81 75 81 78 Афроамериканцы 51 34 66 49