Если внешние проявления эмоций влияют на сами эмоции, можно ли, копируя окружающих, понять, что они чувствуют? Результаты эксперимента, проведенного Катрин Бернс Вон и Джоном Ланцеттой, позволяют ответить утвердительно (Katherine Burns Vaughan & Lanzetta, 1981). Участники этого эксперимента, студенты Дартмутского колледжа, должны были наблюдать за человеком, получавшим удары электрическим током. Некоторых наблюдателей просили в момент удара изобразить на лице боль. Если правы Фрейд и другие психологи и если выражение эмоций действительно ведет к освобождению от них, внешнее проявление боли должно «облегчить душу» (Cacioppo et al., 1991). На самом же деле наблюдатели, изображавшие на лицах боль, при каждом ударе током потели интенсивнее, чем остальные наблюдатели, и частота пульса была у них выше. Очевидно, что эти наблюдатели, изображая эмоции другого человека, почувствовали к нему большую эмпатию. Мораль: если хотите понять, что чувствует другой человек, пусть ваше лицо, как зеркало, отразит выражение его лица. Естественное подражание и «эмоциональное инфицирование». Синхронизируя свои позы и движения подобно тому, как это делают участники эксперимента проведенного Фрэнком Берньери и его коллегами и записанного на видеопленку, люди ощущают большую взаимную гармонию Для этого не нужно прилагать никаких специальных усилий. Наблюдая за лицами окружающих, их позами и голосами, мы естественно и бессознательно шаг за шагом повторяем их реакции (Hatfield et al., 1992). Мы синхронизируем свои движения, позы и интонации с их движениями, позами и интонациями, что помогает нам «настроиться на волну их эмоций». Это также способствует «эмоциональному инфицированию» и помогает понять, почему общение со счастливыми людьми улучшает настроение, а с несчастными — ухудшает его (Модуль А). Выражение лица влияет также и на наши установки. Это доказали Гэри Уэллс и Ричард Петти, проведя неординарный эксперимент, участники которого, студенты Университета Альберты [Альберта — провинция в Канаде. — Примеч. перев.], «проверяли работу наушников»: они слушали передовую статью из газеты, которую читал диктор радио, и должны были утвердительно кивать или отрицательно качать головой. Кто был более других согласен с содержанием статьи? Те, кто кивал утвердительно. Почему? Уэллс и Петти пришли к выводу о том, что согласие (позитивные мысли) совместимо с движениями головы в вертикальной плоскости и несовместимо с движениями в горизонтальной. Проверьте это на себе, слушая кого-либо. Когда вы чувствуете большее согласие с говорящим? Когда киваете головой или когда качаете ею?
Другое заблуждение гласит, будто среди лесбиянок широко распространено использование приспособлений, имитирующих половой член (dildos). На самом же деле, по данным исследования Ханта, проводившегося в 1979 году, к приспособлениям такого рода прибегают всего лишь 2% лесбиянок. Сексуальные игры лесбиянок чаще всего включают оральный секс (Laumann et al., 1994; Lever, 1994), мануальную стимуляцию и трение гениталий одной партнерши о гениталии или иные части тела другой (рис. 7.5). Трение гениталий одной партнерши о половые органы или иные части тела другой получило название трибадизма. Многие лесбиянки отдают предпочтение именно этой форме любовной игры, так как в ней задействованы все участки тела каждой из партнерш, что обеспечивает активацию общей чувствительности тела. Одни женщины находят особенно возбуждающими надавливания на различные области, другие широко раздвигают ноги партнерши и нежно трутся о ее гениталии. Есть такие, кто раздражает свой клитор на лобковой кости партнерши (Loulan, 1984). Рис. 7.5. Половые контакты лесбиянок нередко бывают весьма продолжительными Трибадизм. Трение гениталий одной партнерши о гениталии или иные части тела другой. Итоги широкомасштабного научного исследования, опубликованные в 1983 году, показали, что лесбиянки вступают в сексуальные контакты реже, чем мужчины-гомосексуалисты или гетеросексуальные пары, живущие в зарегистрированном или гражданском браке (Blumstein & Schwartz, 1983). Несмотря на то что результаты более ранних исследований свидетельствовали об обратном, миф о низкой частоте контактов между лесбиянками получил широкое распространение, доказательством чему стало новое выражение «холодная лесбийская постель». В конце 90-х справедливость такого заключения стали оспаривать сразу на нескольких фронтах. Во-первых, данные исследования, проводившегося в 1983 году, были получены на основании ответов на вопрос: «С какой примерно частотой в течение последнего года вы занимались сексом с вашей партнершей?» «Частота сексуальных контактов» не может служить эффективным инструментом для оценки сексуальной жизни лесбийских пар в связи с тем, что понятие «сексуальный контакт» недостаточно определено. Имеется ли в виду только непосредственный контакт гениталий? Или соприкосновения груди? А эротические поцелуи, прикосновения и объятия без стимулирования гениталий? Частота контактов — это только один из показателей, характеризующих сексуальность. Но он далеко не так важен для рассмотрения степени сексуальной удовлетворенности. Возможно, более адекватным показателем полноценной сексуальной жизни служит продолжительность сексуальных взаимодействий и их субъективная оценка. К тому же анализ данных исследований, посвященных сравнению сексуальных переживаний лесбиянок и женщин гетеросексуальной ориентации, показывает, что для сексуальных взаимоотношений между лесбиянками более характерны черты, связанные с достижением большего сексуального наслаждения. Например, прежде чем перейти к непосредственному контакту гениталий, лесбийские пары уделяют больше внимания сексуальным действиям, не затрагивающим область половых органов. Половой контакт у лесбиянок, как правило, длится дольше, они с большей готовностью и удовольствием говорят друг с другом на эротическом языке, демонстрируют большую уверенность в сексуальной сфере и испытывают меньше проблем с достижением оргазма (Iazenza, 2000). Кроме того, отдельные лесбиянки и группы, принадлежащие к лесбийскому сообществу, отвергают традиционные гендерные представления о любви и нежности как о традиционно приписываемых женщинам неотъемлемых элементах сексуальных взаимоотношений. Сейчас появились лесбийские клубы, где приветствуется анонимный, прилюдный секс ради удовольствия. И все больше лесбиянок завязывают полигамные отношения (Iazenza, 2000). Уже более десяти лет процветает индустрия лесбийских порнографических журналов и фильмов, в которых присутствуют сцены и сюжеты с использованием фаллоимитаторов, бандажей и других эксцентричных сексуальных забав. Сейчас молодые лесбиянки в своих контактах все чаще практикуют неравные отношения. В 60-х и 70-х годах это считалось «политически некорректным», ведь тогда своими отношениями многие лесбиянки стремились искоренить чудовищную несправедливость сексизма. Все большая терпимость общества по отношению к лесбиянкам, равно как и расширение их сексуального репертуара, способствует изменению представлений о «женской сексуальности» (Nichols, 2000). Сексуальное поведение мужчин-гомосексуалистов Вопреки сложившемуся стереотипу о том, что сексуальные отношения между мужчинами целиком и полностью сосредоточены на гениталиях, внегенитальный эротизм и чувственная привязанность тоже являются немаловажными аспектами сексуальных взаимоотношений многих мужчин-гомосексуалистов. «По сравнению с другими мужчинами геи стараются внести в свою сексуальную жизнь больше разнообразия, больше стремятся к самовыражению и получению удовольствия» (Sanders, 2000, р. 253). Важную роль в их отношениях играют поцелуи, объятия, телесный контакт и ласки всех участков тела партнера. В ходе одного из исследований было обнаружено, что 85% геев предпочитают взаимодействие именно такого рода любым другим сексуальным действиям (Lever, 1994), например, как показано на рис. 7.6.