— Психологи убеждены, что дети, которым платят за отметки, в конце концов начинают учиться хуже тех, кто учится потому, что хочет быть образованным человеком! — Еще одна идея этих яйцеголовых! Они мечтают о том, как насолить детям! Неужели им нечем заняться?! — Это их работа!) Похоже, два последних объяснения противоречат друг другу. Какое же из них верное? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Во многих случаях они позволяют сделать одинаковые прогнозы, и каждая из этих теорий может быть использована для объяснения большинства из представленных выше экспериментальных данных (Greenwald, 1975). Дарил Бем, создатель теории самовосприятия, даже предположил, что выбор в пользу одной из них, в конечном итоге, — дело вкуса и склонностей исследователя (Bem, 1972). Подобное предположение — иллюстрация субъективности научного знания (см. главу 1). Ни теория диссонанса, ни теория самовосприятия не получены нами, если так можно выразиться, из рук самой природы. Обе они — плод человеческого воображения, творческие попытки упростить и объяснить то, что мы наблюдаем. В науке достаточно часто оказывается, что тот или иной принцип, например такой, как «установки суть следствие поведения», может быть спрогнозирован на основании не одной, а нескольких теорий. Физик Ричард Фейнман восхищался тем, что «одной из потрясающих особенностей природы» является «широкий спектр замечательных способов», к которым мы можем прибегать для того, чтобы описывать ее: «То, что правильные законы физики, судя по всему, могут быть выражены способами, отличающимися воистину безграничным разнообразием, просто не укладывается у меня в голове» (Feynman, 1967, р. 53-55). Разные совокупности допущений, приводящие к одному и тому же выводу, подобны разным дорогам, ведущим в одну и ту же географическую точку. Можно даже сказать: если принцип базируется не на одной, а на нескольких теориях, наше доверие к нему и его ценность в наших глазах возрастают.
— 60 и более рабочих часов в неделю; — много времени, проводимого за просмотром ТВ-программ; — увлечение джазом; — зарегистрированный брак; — оценка себя как «убежденного либерала» или «убежденного консерватора»; — употребление алкоголя и табака. Некоторые из этих характеристик противоречат соображениям здравого смысла, поскольку получается, что больше занимаются сексом те, у кого длиннее рабочая неделя, кто больше смотрит телевизор, пьет, курит и даже не имеет диплома об окончании колледжа (Sacks, 1998). Исследование не ставило своей целью выявить степень удовлетворенности сексуальной жизнью или получить данные об особенностях сексуального поведения респондентов. В большинстве других исследований было обнаружено, что люди, получившие престижное образование, в ходе каждого контакта демонстрируют более разнообразный сексуальный репертуар, чем те, чей образовательный уровень более скромен. Тем не менее важнее всего то, какое значение имеет происходящее для каждого отдельного человека или пары и сколько радости доставляет им их сексуальная жизнь. Стили сексуального взаимодействия