Диссонанс как возбуждение Можно ли сказать, что одна из наших теорий лучше другой? Справедливость теории когнитивного диссонанса доказывается одним принципиальным обстоятельством. Вспомните, что, согласно определению, диссонанс — это возбужденное состояние, являющееся следствием некомфортного напряжения. Согласно теории когнитивного диссонанса, изменение установок есть результат стремления уменьшить последний. Теория самовосприятия ничего не говорит о напряжении, возникающем тогда, когда наши действия не согласуются с нашими установками. Она исходит лишь из того, что когда наши установки слабы, мы тестируем их с помощью своих поступков и их последствий (здесь уместна аналогия с человеком, сказавшим: «Чтобы узнать, как я к этому отношусь, мне сначала нужно услышать, что я говорю по этому поводу»). Являются ли обстоятельства, которые, как полагают, вызывают диссонанс (например, принятие человеком решений или совершение им поступков, противоречащих его установкам), действительно источником дискомфорта и возбуждения? Безусловно, да, особенно если действия имели нежелательные последствия и человек чувствует себя ответственным за них (Cooper, 1999). Если наедине с самим собой вы скажете нечто такое, во что не верите, диссонанс будет минимальным. Однако сила его многократно возрастет, если сказанное вами повлекло за собой неприятности, например если кто-нибудь, услышав ваши слова, поверил вам; если негативные последствия этого неизбежны и если при этом вред причинен человеку, которого вы любите. А если к тому же вы чувствуете свою ответственность за это — поскольку вам нелегко оправдать свои действия, потому что вы легко согласились на них или потому что должны были предвидеть их последствия, — дискомфорт и диссонанс неизбежны. Более того, они дадут о себе знать такими проявлениями, как повышенное потоотделение и участившееся сердцебиение (Cacioppo & Petty, 1986; Croyle & Cooper, 1983; Losch & Cacioppo, 1990). Итак, человек, чувствующий, что неприятные события происходят по его вине, испытывает возбуждение диссонанса.
Кроме предпочтений в сексуальном поведении людей отличают друг от друга те преобладающие психологические состояния, ради достижения которых они вступают в сексуальные взаимоотношения. Дональд Мошар (1980) разработал собственную схему, в которой выделил три различных сексуальных стиля: сексуальный транс, взаимодействие с партнером и ролевая игра. Эти произвольно выделенные уровни отражают различия особенностей психического фокусирования, способов сексуального поведения и взаимодействия с партнером, которые нравятся людям больше всего и которые соответствуют их представлениям о «хорошем сексе». Кто-то неизменно придерживается одного и того же стиля, тогда как другие отдают должное всем трем. Совместимость людей в каждой отдельной паре во многом определяется тем, насколько схожи или различны предпочитаемые ими сексуальные стили. Сексуальному трансу отдают предпочтение те, кто стремится достичь измененных состояний сознания за счет сосредоточения на внутренних ощущениях и состоянии возбуждения. Медленные, однообразные движения и полная невозмутимость способствуют глубокой концентрации на сексуальных ощущениях. Такой человек абстрагируется от процесса доставления и получения удовольствия и полностью сосредоточивается на собственных ощущениях. Разговоры с партнером во время секса его не «подстегивают», а только отвлекают. Приватная обстановка, где ничто не отвлекает от секса, как нельзя лучше подходит для этого стиля. Люди, предпочитающие стиль взаимодействия с партнером, уделяют особое внимание взаимному удовольствию и любви. Для этого стиля характерно преобладание позиций лицом к лицу, когда можно смотреть в глаза партнеру, беспрестанные объятия, поцелуи, соприкосновения всей поверхностью тела. Приоритетные ценности для этого стиля — узнать партнера как можно лучше посредством секса, растворения друг в друге и слияния воедино. Этот стиль принято считать «романтическим». Такие сексуальные отношения являются в первую очередь средством выражения нежности и любви. В ролевой игре секс — это подмостки. Неотъемлемым атрибутом этого сексуального стиля служит внешний антураж: кухонный стол или общественное место здесь гораздо предпочтительнее семейного уединения, комфорта и приглушенного света спальни. Стиль ролевой игры тяготеет к новизне и разнообразию. Одежда (костюмы), сексуальные игрушки и фантастические сюжеты — все это атрибутика, необходимая для того, чтобы приверженцы этого стиля могли воплотить огромное многообразие ролей и проявить себя в разных ипостасях (Mosher, 1980; Schnarch, 1997). <Задайте себе вопрос. Какой из сексуальных стилей подходит вам (привлекает, нравится) больше всего?> Резюме главы Воздержание