Как изменились взгляды западных религий на гомосексуализм? Как меняются представления медиков и психологов о гомосексуализме? Каковы признаки гомофобии? В чем причины преступлений на почве ненависти и в гомофобии? Образ жизни В чем состоит «образ жизни гея»? Как, по данным исследований, сказывается на детях их воспитание матерями-лесбиянками? Какие шаги должны предпринять гей или лесбиянка при раскрытии своей сексуальной ориентации? Движение за права геев В чем заключался Стоунволлский инцидент и какое воздействие он оказал на сообщество геев? Каковы цели движения за права геев на современном этапе? «Моя жизнь — жизнь молодой лесбиянки — была совсем не похожа на жизнь молодых лесбиянок, которую я вижу сегодня. Никто из тех, кого я знала, ничего не мог мне сказать о гомосексуальности, и я ходила на свидания с парнями, потому что так делали мои подруги. Мой первый сексуальный контакт с женщиной произошел уже после того, как мне исполнилось тридцать лет. Но даже тот счастливый опыт не привел меня к ощущению себя лесбиянкой. Прошло еще немало лет, прежде чем я смогла разглядеть в себе лесбиянку и начала выбирать для сексуального общения совсем других партнеров. Сегодня в распоряжении молодых лесбиянок имеется достаточно позитивной информации и примеров, которые помогают им понять и принять себя. Но и они сталкиваются с сильнейшим неприятием со стороны консерваторов — противников признания прав сексуальных меньшинств. Тот факт, что во время моей молодости гомосексуализм представлял собой совершенно не известное для широкой общественности явление, позволял нам оставаться в тени и давал некоторую защиту. Мы никогда не становились объектами оскорблений, насилия или каких-либо нападок со стороны противников гомосексуализма, которые сегодня стали неотъемлемым атрибутом нашей жизни.» (Из авторских архивов) Многие люди думают о гомосексуализме как о сексуальном контакте между лицами одного пола. Однако это определение неполно. Оно не принимает во внимание два важных аспекта — контекст, в котором происходит сексуальное взаимодействие, а также чувства и ощущения, испытываемые его участниками. И при этом определение не охватывает всех значений слова гомосексуализм, которое может относиться к эротическому влечению, сексуальному поведению, эмоциональной привязанности и самоопределению (Eliason & Morgan, 1998). Следующее определение включает более широкий спектр характеристик. Гомосексуалист — это человек, «чьи первичные эротические, психологические, эмоциональные и социальные интересы обращены на представителей того же пола, даже если они и не выражаются открыто» (Martin & Lyon, 1972, p. 1). Гомосексуалист. Человек, чья первичная эротическая, психологическая, эмоциональная и социальная ориентация направлена на представителей того же пола.
В феномене «установка суть следствие поведения» нет ничего иррационального или магического. То, что подталкивает нас к действию, способно также подтолкнуть нас и к тому, чтобы думать. Написание эссе или исполнение роли, противоречащих нашим убеждениям, вынуждает нас рассматривать такие аргументы, на которые при других обстоятельствах мы бы не обратили внимания. Не менее важно и то, что мы лучше всего запоминаем информацию тогда, когда активно объясняем ее собственными словами. Как написал мне один мой студент, он только тогда понял свои убеждения, когда попытался сформулировать их. А это значит, что я как педагог и писатель должен постоянно напоминать себе: не всегда следует «выкладывать на стол» окончательные результаты. Значительно лучше стимулировать собственное мышление студентов, побуждать их вникать в суть теорий и превращать их в активных слушателей и читателей. Даже записи, сделанные во время лекции, усиливают впечатление от нее. Именно об этом писал более 100 лет тому назад философ-психолог Уильям Джеймс: «Нет никакого восприятия без реакции, никакого впечатления без связанного с ним выражения — это величайшая максима, которую никогда не должен забывать учитель» (James, 1899). Часть II. Социальное влияние До сих пор мы преимущественно обсуждали то, что происходит в сознании индивидуума, так сказать, «под его кожным покровом», т. е. то, что мы думаем друг о друге. Теперь же мы переходим к рассмотрению того, что происходит между людьми (на границе «разных кожных покровов»), т. е. к нашим взаимным влияниям и взаимоотношениям. Главы с 5-й по 8-ю посвящены центральной проблеме социальной психологии — социальному влиянию. Что это за невидимые социальные силы, которые притягивают нас друг к другу и отталкивают друг от друга? Насколько они могущественны? Изучение социального влияния помогает выявлять те самые незримые рычаги, посредством которых наши социальные миры управляют нами. Часть II посвящена весьма тонким социальным механизмам, в том числе связи установок и поведения с культурной традицией (глава 5), социальному конформизму (глава 6), принципам убеждения (глава 7), последствиям принадлежности к группе (глава 8), а также тому, как все это вместе взятое проявляется в повседневной жизни.