Бисексуальность. Сексуальное влечение к представителям обоего пола. В нашем обществе мы склонны проводить четкую грань между гомосексуализмом и гетеросексуальностью. Но фактически это разграничение не является таким уж четким. Относительно маленький процент людей считает себя абсолютными гомосексуалистами. А более 90% относят себя к абсолютным гетеросексуалам. Однако эти группы представляют собой всего лишь противоположные концы широкого спектра. Те же, кто попадает в диапазон между крайними границами этого спектра, могут одновременно проявлять различные ориентации и/или иметь разнообразный сексуальный опыт. И все это может проявляться у таких людей в разной степени и со временем меняться. Таким образом, вывод о сексуальной ориентации следует делать на основании наблюдения человека на протяжении всей его жизни, а не только в какой-то отдельный период (Fox, 1990). На рис. 8.1 показан континуум ориентаций из семи пунктов, который был предложен Альфредом Кинси в его работе, посвященной анализу сексуальных ориентаций в американском обществе (Kinsey et al., 1948). Шкала имеет семь значений — от 0 (сексуальные контакты и сексуальное влечение исключительно к другому полу) до 6 (сексуальные контакты и влечение исключительно к представителям того же самого пола). Между этими значениями располагаются различные степени гомосексуальной и гетеросексуальной ориентаций. Категория 3 представляет равенство гомосексуальной и гетеросексуальной ориентаций. Исследования указывают на значительные различия между мужчинами и женщинами по их месту на шкале Кинси. Мужчины, как гомосексуалы, так и гетеросексуалы, обычно находятся на дальних концах шкалы. Женщины также представлены по краям континуума, но они чаще, чем мужчины, попадают в промежуток между категориями 2 и 5. Этот факт может указывать на различия в способах формирования сексуальной ориентации у мужчин и женщин (Baily et al., 2000). Рис. 8.1. Континуум сексуальных ориентации по Кинси (Из Kinsey et al., 1948, p. 638.) <Задайте себе вопрос. На какое место шкалы Кинси вы поместили бы себя?> Гомосексуальность Согласно данным Кинси, в исключительно гомосексуальную категорию попадают 2% женщин и 4% мужчин. Однако данные Кинси были получены уже довольно давно, и они неоднократно подвергались критике. Результаты более позднего опроса, направленного на оценку состояния здоровья нации и социальной жизни (Общенациональный опрос в области здравоохранения и социальной жизни, The National Health and Social Life Survey, HSLS) (табл. 8.1) дали несколько более низкие статистические данные. Так, по новым сведениям, только 1,4% женщин и 2,8% мужчин на прямой вопрос ответили, что считают себя гомосексуалистами. Тем не менее ответы на два других вопроса выявляют более высокий процент гомосексуалистов. Первый из этих вопросов касался наличия сексуальных контактов с другим представителем своего пола в возрасте после 18 лет. Приблизительно 5% мужчин и 4% женщин утвердительно ответили на этот вопрос. Третий вопрос касался ощущения сексуального интереса к партнерам того же самого пола. Число респондентов, которые ответили, что испытывали сексуальное влечение к представителям того же самого пола, оказалось более высоким, чем число тех, кто действительно имел гомосексуальные контакты: 5,5% женщин и 6% мужчин признались, что испытывали влечение к представителям того же самого пола. Истинный ответ на вопрос «Сколько людей являются гомосексуалистами?» звучит так: «Это зависит от того, как Вы задаете этот вопрос» (Laumann et al., 1994). Таблица 8.1. Гетеросексуалы, геи или бисексуалы — по какому критерию вы определяете?
В ответах на вопросы анкеты хит-парада приняли участие сотрудники журналов "Юность", "Ровесник", "Аврора", "Парус", газет "Смена" (Ленинград), "Московский комсомолец", "Знамя юности" (Минск), "Крымский комсомолец" (Симферополь), "Молодой коммунар" (Тула), любительских изданий "Рокси" и "РИО" (Ленинград), "Урлайт" (Москва), "Марока" ("Маятник рока") и "Свердловское рок-обозрение" (Свердловск), "ИД", "Стебель", "Тусовка" (Новосибирск), "Северок", "ТИФ" (Архангельск), "Нижегородские рок-н-ролльные ведомости" (Горький), "Воляпюкъ" (Днепропетровск), "Гучномовець" (Киев), "Про рок" (Таллинн), "Приложение неизвестно к чему" (Ростов-на-Дону), "СЭЛФ" (Челябинск), "Рок-вестник" (Воронеж), "Буги" (Саратов).
К какому выводу относительно человеческой природы придут инопланетяне, выбравшие для изучения такую малочисленную выборку — двух человек, разного пола и разных культур? Решат ли они, что имеют дело с представителями разных видов, или, напротив, удивятся тому глубокому внутреннему сходству, которое скрывается за внешними различиями? (— Отличные новости, мистер Вандерфирт. Ваш род происходит от женщины, жившей в Восточной Африке двести тысяч лет тому назад) Наших современников, ученых-землян, волнуют те же вопросы, что и их коллег-инопланетян. Чем мы, люди, отличаемся друг от друга? Что между нами общего? В современном мире, в котором, по словам историка Артура Шлезингера, социальное расслоение превратилось во «взрывоопасную проблему», это, без сомнения, самые важные вопросы (Schlesinger, 1991). Способны ли мы (вопреки этническим, культурным и гендерным противоречиям, раздирающим наш мир) научиться принимать различия между нами, дорожить своей принадлежностью к определенной культуре и одновременно отдавать себе отчет в том, что все мы — люди? Я убежден в том, что это возможно. Чтобы понять, что питает мою убежденность, предлагаю вам обратиться к эволюционным и культурным корням человеческой природы и посмотреть, в какой мере они могут помочь нам понять сходство и различия между мужчинами и женщинами. Природа человека и культурные различия