Как бы там ни было, рок-музыка и рокеры пришли на экран. Попытаемся обсудить это явление. Андрей Гаврилов - рок-дилетанту
<Граница моей личности проходит на расстоянии примерно 75 см от моего носа. В. Оден (1907-1973)> Личностное пространство — это как бы окружающий нас пузырь или буферная зона, которую мы создаем между собой и окружающими. Величина этой «зоны» зависит от ситуации. Общаясь с незнакомыми людьми, мы держимся на почтительном расстоянии от них (4 фута [4 фута — 121,9 см. — Примеч. перев.] или более). В автобусе, в котором немного пассажиров, или в общественных местах мы защищаем свое пространство и проявляем уважение к личностному пространству других. Друзей мы подпускаем ближе, обычно на расстояние 2-3 фута. [2-3 фута — 60-90 см. — Примеч. перев.] Люди отличаются друг от друга: одним требуется большее личностное пространство, чем другим (Smith, 1981; Sommer, 1969; Stockdale, 1978). То же самое можно сказать и о группах людей: взрослым нужно большее личностное пространство, чем детям. Мужчины держатся на большем расстоянии друг от друга, чем женщины. По неизвестным причинам выходцы из стран, расположенных вблизи экватора, предпочитают такое расстояние, которое не мешает им прикасаться друг к другу и обниматься. Британцы и скандинавы предпочитают большие личностные пространства, чем французы и выходцы из арабских стран, а североамериканцы — большие, чем латиноамериканцы. Чтобы увидеть последствия вторжения в чужое личностное пространство, сыграйте по отношению к своему приятелю роль агрессора: сядьте или встаньте на расстоянии примерно одного фута от него и заведите беседу. Как он отреагирует? Будет ли он ерзать, отворачиваться, постарается отстраниться или проявит какие-нибудь иные признаки беспокойства? Именно такие признаки возбуждения жертвы вторжения в личностное пространство отмечали исследователи, изучавшие это явление (Altman & Vinsel, 1978).
Доказательство биологической обусловленности гомосексуализма поднимает важные проблемы. Если признать, что гомосексуальная ориентация имеет биологическую природу, то тем, кто считает гомосексуализм неестественным или безнравственным явлением, следует пересмотреть свои убеждения. В таком случае общество могло бы стать более терпимым к гомосексуализму (Stein, 1999; Wood, 2000). Действительно, отношение общества к правам геев зависит от того, считают ли люди гомосексуализм врожденным или полагают, что это результат выбора. Опросы действительно показывают, что люди, которые убеждены, что гомосексуалисты «такими рождены», имеют более положительные установки по отношению к таким проблемам, как учитель-гомосексуалист или равные права при трудоустройстве для сексуальных меньшинств, чем те люди, которые полагают, что гомосексуалисты сами выбирают свой путь или учатся быть гомосексуальными (Wolfe, 1998). Насколько распространено убеждение, что гомосексуализм является врожденным? Это зависит от того, кого вы спрашиваете. Приблизительно 33% всего населения и 75% геев думают, что гомосексуализм — это то, с чем люди рождаются (Leland, 2000b). Остальные же выражают беспокойство по поводу потенциальных отрицательных последствий признания того, что гомосексуализм является результатом действия биологических причин. Если гомосексуализм считать биологическим «дефектом», то необходимо заняться разработкой и внедрением ряда методов для его предотвращения. К примеру, это могут быть биологические методы (биоинженерия) предотвращения или изменения гомосексуализма в период беременности, методы раннего распознавания гомосексуализма, позволяющие предотвратить рождение геев, или медицинские методы изменения сексуальной ориентации человека (Stein, 1999; Gore, 1998). Кроме того, некоторые считают, что такие аргументы в борьбе за равноправие и защиту законом геев, как «Мы такими рождены, поэтому не притесняйте нас», ведут только к благосклонному отношению и терпимости к «дефективной» ориентации. Подобные аргументы в борьбе за права геев не учитывают всех аспектов жизни, которые связаны с выбором и не детерминированы биологически. И если гомосексуальное влечение может быть обусловлено биологической предрасположенностью, то действия в ответ на эти гомосексуальные чувства, идентификация себя как гея или принадлежность к организациям геев — это результат выбора, сделанного самими гомосексуалистами. Ограничения основных прав, следующие из признания биологической обусловленности, могут быть проиллюстрированы точкой зрения некоторых религиозных консерваторов. Согласно их взглядам, гомосексуалистов нельзя считать «грешниками» по одной лишь причине, что они испытывают сексуальное влечение к лицам своего пола. Ведь они не способны противостоять этому влечению. Однако любые действия, ведомые этим влечением, считаются грехом. Таким образом, в соответствии с этой консервативной религиозной точкой зрения те аспекты жизни, которые гетеросексуалы считают само собой разумеющимися, — флирт, поцелуи, романтический ужин, сексуальные отношения, брак, воспитание детей — все они считаются греховными и безнравственными, если совершаются гомосексуалистами (Bronski, 2000; Stein, 1999; Wood, 2000). Эту точку зрения мы обсудим далее во вставке «Гомосексуализм как кросс-культурное явление». Лики сексуальности. Гомосексуализм как кросс-культурное явление В установках по отношению к гомосексуализму отмечается значительное разнообразие. Некоторые исследования других культур свидетельствуют о широком распространении и принятии гомосексуализма в ряде сообществ. В одной из работ, исследовавшей 190 разных народов, установлено, что две трети из них считали гомосексуализм социально приемлемым для некоторых людей или в определенных ситуациях (Ford & Beach, 1951). Гомосексуализм был широко принят во многих древних культурах. Например, более чем в 50% из 225 племен американских индейцев был распространен мужской гомосексуализм и в 17% — женский (Pomeroy, 1965). В Древней Греции гомосексуальные отношения между мужчинами считались более высоким интеллектуальным и духовным выражением любви, тогда как гетеросексуальность связывалась с более прагматичной функцией рождения детей и создания семьи. Некоторые общества требуют, чтобы их члены участвовали в гомосексуальных действиях. Например, все мужчины общины Замбия (Sambia), расположенной в горах Новой Гвинеи, начиная приблизительно с семилетнего возраста и до поздней юности (до двадцати лет и даже позже, пока не женятся) совершают исключительно гомосексуальные действия. Мужчины этой общины уверены в том, что неполовозрелый мальчик станет сильным воином и охотником, если до достижения своей половозрелости будет выпивать как можно больше спермы уже половозрелых юношей. Как только мальчик достигает половой зрелости, он больше не должен заниматься оральной стимуляцией полового члена других мальчиков. Однако он может получать эротическое удовольствие от фелляций, совершаемых мальчиками, которые еще не могут эякулировать, по отношению к нему самому. С момента начала своей эротической жизни и в течение периода пиковой способности к оргазму молодые люди совершают частые, обязательные и приносящие удовлетворение гомосексуальные действия. В течение того же самого периода им запрещено смотреть на женщин или трогать их. Это табу. Таким образом, по мере приближения к браку эротические фантазии о женщинах у этих молодых людей становятся все более частыми и сильными. В течение первых недель брака они практикуют только фелляцию со своими женами, но вскоре начинают включать в свою гетеросексуальную деятельность и обычные половые акты. После вступления в брак они прекращают гомосексуальную деятельность, испытывают большое сексуальное желание по отношению к женщинам и всю остальную часть жизни практикуют исключительно гетеросексуальность (Stoller & Herdt, 1985). Недавние события на Кубе демонстрируют, как быстро может меняться отношение общества к гомосексуализму. В течение первых 35 лет после коммунистической революции к лесбиянкам и геям на Кубе относились как к отклоняющимся от социальных норм антиреволюционерам, исключали их из Коммунистической партии и снимали с государственных и университетских постов. Некоторых посылали в трудовые лагеря. В 1992 году Фидель Кастро возложил ответственность за прежнюю ненависть к гомосексуалистам на закоренелый мужской шовинизм. Фидель Кастро выступил в поддержку прав геев и выразился о гомосексуализме как о естественной человеческой тенденции, которая должна уважаться. Мужчины-геи и лесбиянки теперь могут гулять по улице, держась за руки, и вступить в одну из нескольких организаций для геев без боязни репрессий (Otis, 1994). Однако нарушение основных прав человека в отношении геев и лесбиянок — обычное явление во многих регионах земного шара. На эти проблемы обратила свое внимание организация Международная амнистия (США). Эта организация зафиксировала различные нарушения в этой области. Так, в Бразилии был убит один из политических деятелей-бисексуалов, он был обезглавлен. В Колумбии были созданы смертельные отряды «социальной чистки». В Иране были приняты законы о смертной казни за гомосексуализм, а в Китае за гомосексуализм ссылали в трудовые лагеря. Также во многих странах подчас фабрикуются фальшивые обвинения в адрес активистов движения за права геев и больных СПИДом (Levy, 1994; Luchsinger, 2000; Welch, 2000). Соединенные Штаты теперь предоставляют политическое убежище для лиц, преследуемых из-за их сексуальной ориентации. До 1990 года Служба иммиграции признавала гомосексуализм законным основанием для запрета на въезд в США (Burr, 1996b).