Несмотря на огромную популярность, В. Цой редко дает интервью для прессы и телевидения. Во всяком случае, РД не удалось поговорить с ним под магнитофон, и здесь мы помещаем в сокращенном виде беседу Цоя с редактором журнала "РИО" А. Бурлакой, с любезного согласия последнего. Интервью было опубликовано в девятнадцатом выпуске "РИО". РИО. Как ты оцениваешь альбом "Группа Крови"?
<Боже, помоги мне воздержаться от критики ближнего до тех пор, пока я не пробуду месяц в его положении. Молитва американских индейцев> Аналогичным образом исполнение человеком роли подчиненного способно подорвать его веру в собственные возможности. К такому выводу пришли Эллен Ланджер и Энн Беневенто после того, как провели следующий эксперимент (Langer & Benevento, 1978). Женщины, жительницы Нью-Йорка, решали арифметические задачи. Сначала каждая работала самостоятельно, а затем экспериментаторы разбили испытуемых на пары, назначив одну из женщин «боссом», а вторую — «помощником». После третьего раунда, в котором испытуемые снова работали индивидуально, оказалось, что «боссы» решили больше задач, чем в первом раунде, а «помощницы» — меньше. Аналогичное влияние подчиненного положения на производительность труда отмечено и в экспериментах, проведенных с участием учеников начальной школы (Jemmott & Gonzalez, 1989; Musser & Graziano, 1991). Подчиненное положение подрывает самоэффективность. Инверсия ролей. Исполнение ролей может быть также и источником позитивного влияния. Активно играя новые роли, люди либо изменяются сами, либо проникаются чувствами тех, чьи роли отличаются от их собственных. Психодрама, одна из форм психотерапии, использует исполнение ролей именно для этой цели. Героиня пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» Элиза Дулитл — кокни [Житель Лондона, уроженец Ист-Энда, представитель рабочих слоев населения. — Примеч. науч. ред.], продавщица цветов, обнаружила: если она играет роль леди и другие смотрят на нее как на леди, значит, она и на самом деле леди. То, чего не было, стало реальностью. Роли нередко бывают «парными», и отношения внутри каждой пары совершенно определенные: мать (отец) — ребенок, муж — жена, учитель — ученик, врач — пациент, работодатель — наемный работник, полиция — гражданин. Инверсия ролей может помочь каждому из участников таких пар лучше понять другого. Основной проблемой многих разговоров и споров Ларошфуко считал повышенное внимание собеседников к их собственным высказываниям и недостаточное внимание к тому, чтобы четко отвечать на вопросы: «Даже самые очаровательные и умные собеседники преимущественно ограничиваются тем, что изображают внимание, ...настолько им не терпится вернуться к своим собственным идеям» (La Rochefoucauld, 1665, No. 139). Следовательно, переговорщик или лидер группы может создать более благоприятные условия для общения, предложив двум сторонам поменяться ролями таким образом, чтобы каждой пришлось защищать точку зрения оппонента. Возможен и другой вариант: каждой стороне, прежде чем она приступит к изложению собственной позиции, можно предложить изложить позицию оппонента таким образом, чтобы оппонент остался доволен изложением. В следующий раз, когда у вас возникнет трудный спор с другом или с кем-нибудь из родителей, остановитесь. Если каждый из вас воспроизведет аргументы другого и попробует представить себе его чувства, прежде чем дать волю своим собственным, ваше взаимопонимание только выиграет от этого.
По мере того как исследователи получают информацию о преступлениях на почве ненависти в отношении геев, они укрепляются во мнении, что насилие является прежде всего экстремальным проявлением наших культурных норм, а не ненависти или боязни какого-либо конкретного человека. Большинство таких преступников — до настоящего времени это были только мужчины — настаивают, что их нападения не были вызваны ненавистью к гомосексуалистам. На самом же деле основными мотивами насилия были зачастую свойственные гомосексуалистам нарушения полоролевых ожиданий, особенно «мужественности», и нарушения стандартов мужского поведения. По этим причинам объектами насилия часто становятся транссексуалы (Maurer, 1999). Преступники, часто действующие парами или группами, стараются убедить себя и своих друзей в своей «мужественности», нападая на мужчину, который вышел за жесткие границы мужских полоролевых стандартов. Другой момент, связанный с гомофобией и преступлениями на почве ненависти, — это попытка отрицать или подавлять гомосексуальные чувства в себе. Испытывая дискомфорт от своей собственной сексуальности, склонный к гомофобии человек фокусируется на том, что является «неправильным» в сексуальности других людей (Kantor, 1998). В одном из исследований установлено, что мужчины с сильными негативными установками по отношению к мужчинам-геям действительно испытывают эротические чувства к другим мужчинам. Однако они попросту боятся признаться в этом даже себе. В исследовании сначала оценивались установки мужчин по отношению к геям. Мужчинам показывали сексуально откровенные видеозаписи гетеросексуальных, лесбийских и гомосексуальных сцен. При просмотре видео у каждого мужчины на половом органе устанавливался плетизмограф, чтобы измерять возбуждение полового члена в зависимости от характера стимуляции. Не зная о результатах плетизмографии, испытуемые давали субъективную оценку уровня своего сексуального возбуждения, которое они ощущали во время просмотра каждого видео. Когда мужчины говорили, что они ощущали возбуждение при просмотре гетеросексуальных и лесбийских сцен, их самоотчеты, как правило, соответствовали результатам плетизмографии. Однако наиболее неожиданным результатом оказалось несоответствие между ощущениями возбуждения, о котором сообщали некоторые испытуемые, и объективными показателями физического возбуждения при просмотре откровенно гомосексуальных сцен. Мужчины, которые в ответах на анкету об их отношении к геям не выражали признаков гомофобии, говорили, что они не ощущали возбуждения при просмотре видео. Плетизмограф, как правило, подтверждал их сообщения. Результаты же мужчин-гомофобов оказались иными. Хотя мужчины-гомофобы также отрицали наличие какого-либо сексуального возбуждения, плетизмограф регистрировал физическое возбуждение во время просмотра ими видео с гомосексуальными сценами (Adams et al., 1996). Эти результаты означают, что мужчины-гомофобы не осознают или не желают признавать наличие у себя гомоэротичного возбуждения. Их агрессия по отношению к геям может быть защитной реакцией на тот дискомфорт, который они переживают из-за собственных «нежелательных» ощущений (Kite & Whitley, 1998). Лесбийские сцены не вызывают таких отрицательных чувств у гетеросексуальных мужчин, как сцены с мужчинами-геями. Это может частично объясняться тем, что гетеросексуальные мужчины в целом не испытывают дискомфорта от своих сексуальных чувств к женщинам. <Вопрос для критического размышления. Думаете ли вы, что испытуемые-гомофобы знали о том, что переживают сексуальное возбуждение во время просмотра видео с гомосексуальными сценами, однако ответили неискренне?> Воздействие гомофобии на гетеросексуалов Возможны и другие проявления гомофобии. Так, тот или иной человек может старательно избегать любых действий, которые могут быть интерпретированы (с его точки зрения) как гомосексуальные. В этом смысле гомофобия может быть серьезной помехой в жизни гетеросексуалов. Например, во время любовных ласк гетеросексуальные мужчины могут оказаться не способными к получению удовольствия при стимуляции их сосков или могут противиться тому, чтобы их партнеры-женщины брали на себя инициативу. Это происходит в тех случаях, когда мужчина полагает, что подобные действия свидетельствуют о его гомосексуальных наклонностях (Wells, 1991). Также друзья или члены семьи одного пола могут воздерживаться от дружественных непринужденных объятий. Люди могут стыдиться «неженской» или «немужской» одежды. Также, к примеру, женщина может не решаться назвать себя феминисткой, потому что боится получить ярлык лесбиянки. Особенно существенное воздействие гомофобия может оказывать на степень близости в мужской дружбе. Боязнь мужчин демонстрировать привязанность к лицам своего пола часто мешает им проявлять эмоциональную чуткость, которая необходима для глубокой дружбы. Таким образом, они сводят свои отношения в значительной степени к партнерству и «приятельству» (Nelson, 1985). <Задайте себе вопрос. Насколько ваши установки по отношению к гомосексуализму подобны установкам ваших родителей (или отличны от них)? Бабушек и дедушек?> Рост терпимости