— 37% слышали подобные замечания от преподавателей и сотрудников; — 42% не чувствовали себя в безопасности в своей школе (Siecus Report, 2000). Подростки, как известно, находятся на той стадии развития, когда чувство принадлежности к группе сверстников имеет очень большое значение. Однако почти половина из числа подростков-геев и лесбиянок после раскрытия своей сексуальной ориентации теряет по крайней мере одного друга (Ryan & Futterman, 1997). Устные оскорбления, враждебность и насилие, направленные на гомосексуальных подростков, делают их жизнь и развитие положительной сексуальной идентичности очень трудными (Dover, 2000; Nelson, 1997). Кроме того, современное поколение подростков-геев и лесбиянок узнает о собственной сексуальной идентичности в разгар непримиримых противоречий и споров вокруг эпидемии СПИДа. Дополнительным источником стресса в жизни подростков-гомосексуалистов может стать осуждение со стороны собственной семьи. Некоторые родители выгоняют своих детей-геев из дома или прекращают оказывать им поддержку в получении образования (Warren, 1997). Молодые люди в такого рода семьях дольше скрывают свою гомосексуальную ориентацию, чем подростки, проживающие с более благосклонными родителями и членами семьи (Beaty, 1999). Вследствие трудностей, с которыми сталкиваются юные гомосексуалисты (мальчики) в семье и в общении со сверстниками, они в 7 раз чаще, чем гетеросексуальные подростки мужского пола, предпринимают попытки самоубийства. Часто это происходит из-за физических и моральных оскорблений, чувства отверженности и низкой самооценки. В отличие от молодых геев юные лесбиянки ненамного более склонны к самоубийствам, чем их гетеросексуальные сверстницы (Remafedi, 1994). Несмотря на дискриминацию, с которой сталкиваются юные гомосексуалисты, исследования показывают, что многие из них могут эффективно справляться с трудностями и успешно развиваться как целостные и положительные личности (Edwards, 1996). Юным геям и лесбиянкам бывает очень полезно найти хотя бы одного взрослого, который их не осуждает и поддерживает, с кем они могли бы обсудить свои проблемы. Особенно ценной может оказаться поддержка семьи. Интернет также дает этим подросткам возможность общаться с другими людьми, помогая ослабить изоляцию (Rodriguez, 2000). Биографический телевизионный фильм, The Truth About Jane («Правда о Джейн»), впервые вышедший в эфир в 2000 году, дает вдумчивое изображение выхода дочери «из подполья» и старания матери понять ее (Eisenberg, 2000). Стали появляться группы поддержки и подростковые организации геев. Задача этих организаций состоит в том, чтобы помочь подросткам справиться с возникающими на их пути трудностями. Приблизительно в 700 средних школах в разных районах Соединенных Штатов созданы «Союзы геев и гетеросексуалов» (Gay/Straight Alliances). Некоторые из них были образованы несмотря на значительное противодействие администрации школ, преподавателей или родителей. Эти союзы предназначены для предоставления поддержки учащимся и преподавателям-геям (Peyser & Lorch, 2000; Contemporary Sexuality, 2000b). Раскрытие Следом за осознанием и самопринятием гомосексуалист должен решить, раскрывать ли ему свою сексуальную ориентацию другим или сохранять ее в тайне. Пассинг (Passing) (имитация гетеросексуального поведения) — это стиль поведения, который иногда используется для того, чтобы поддерживать ложный имидж гетеросексуала (Lynch, 1992). Выдавать себя за гетеросексуала обычно весьма легко, потому что большинство людей считают всех гетеросексуалами. Однако по мере того как в жизни гомосексуалистов происходят определенные события и завязываются новые отношения, им все равно приходится принимать решения относительно того, скрывать ли им тайну своей сексуальной ориентации или раскрыться (Kelly, 1998). В статье «Как сообщить друзьям о своей сексуальной ориентации» под рубрикой «Поговорим об этом» предлагаются некоторые советы по поводу раскрытия своей ориентации. Гетеросексуалы иногда не понимают проблем, связанных с раскрытием, что иллюстрируется следующим замечанием: «Я не вижу никакой причины, почему они должны рассказывать это кому-нибудь. Они могут просто спокойно жить и не раздувать из этого такой большой проблемы.» (Из авторских архивов)
Цой. Не знаю. У нас в группе у всех есть какое-то чутье. Когда я прихожу и показываю новую песню, мы начинаем о ней думать - что должен играть бас, что гитара и т. д. И когда, например, Юрик предлагает вот такую-то партию, как правило, раздается несколько голосов: "это классно", "это лажа", "этого мы играть не будем"... Просто мы стараемся сделать так, чтобы нам всем это нравилось... Но пока не всегда получается. РИО. Чем ты объясняешь заметный прогресс Юры как гитариста? Просто в глаза бросается.
<Вопреки тому, в чем убеждено большинство женщин, создать с существом мужского пола прочные, стабильные, сердечные и удовлетворяющие обоих отношения совсем несложно. Но при одном условии: если это существо — лабрадор-ретривер. Дэйв Барри, Мужчины: исчерпывающий путеводитель, составленный Дэйвом Барри, 1995> По мнению Фелиции Пратто и ее коллег, мужчины преимущественно тяготеют к профессиям, которые усиливают неравенство (прокурор, корпоративная реклама); женщины же отдают предпочтение занятиям, уменьшающим его (общественный защитник, реклама благотворительности) (Pratto et al., 1997). Результаты изучения профессиональных предпочтений 640 000 человек свидетельствуют о существовании определенных тенденций: мужчины более, чем женщины, ценят высокий заработок, возможность продвижения по службе, творческую работу и власть, а для женщин большее значение имеют удобный рабочий график, межличностные отношения и возможность помогать другим (Konrad et al., 2000). Реальная ситуация в Северной Америке вполне соответствует этим данным: среди тех, чей труд связан с заботой о других (социальные работники, учителя и младший медицинский персонал), женщин гораздо больше, чем мужчин. Похоже, что женщины более склонны к благотворительности: среди тех, кто завещал благотворительным организациям более $5 миллионов, — 48% женщин и 35% мужчин, а женские колледжи всегда получали существенную помощь от своих выпускниц (National Council for Research on Women, 1994). {Девочки обычно играют небольшими группами и имитируют взаимоотношения. Игры мальчиков значительно чаще содержат элемент соревнования и агрессивны} Связи, создаваемые женщинами — матерями, дочерями, сестрами и бабушками, — скрепляют семьи (Rossi & Rossi, 1990). Женщины проводят больше времени в заботах о детях-дошкольниках и стареющих родителях (Eagly & Crowley, 1986). Они покупают в 3 раза больше подарков и поздравительных открыток, пишут почти в 4 раза больше личных писем, чем мужчины, а количество междугородных телефонных разговоров женщин с друзьями и родственниками на 10-20% превышает количество «мужских» разговоров (Putnam, 2000). Когда женщин просят показать их фотографии, они показывают больше фотографий родителей и фотографий, на которых они запечатлены в окружении других людей (Clancy & Dollinger, 1993). Женщины только тогда удовлетворены своим браком, когда чувствуют взаимную поддержку (Acitelli & Antonucci, 1994).