Многие родители не хотят открыто выражать свое согласие с мастурбацией. Они боятся, что их дети, воодушевленные одобрением родителей, будут удаляться в укромное место и часами мастурбировать там. Хотя их опасения и понятны, доступные данные не подтверждают вероятности такой реакции. У детей есть много других занятий. Другая причина для беспокойства (упомянутая в предыдущей истории) — это опасение, что дети начнут открыто мастурбировать при посторонних, если поймут, что их родители приемлют подобное поведение. Этот страх тоже объясним. Не многие из нас испытывают энтузиазм по поводу решения проблемы, которая возникнет, когда Джонни или Сьюзи, к примеру, начнут мастурбировать перед бабушкой. Однако дети в целом достаточно хорошо осознают социальную необходимость высокой интимности чего-то столь эмоционально насыщенного и личного, как самоудовлетворение. Большинство из них способны оценить обстановку значительно лучше, чем думают родители. Если дети и начнут мастурбировать в присутствии посторонних, то в таком случае родителям, конечно же, следует высказать свое мнение, называя неподходящим место, выбранное для действия, а не само действие. Многие дети мастурбируют. Приказы взрослых «прекратить это» редко бывают исполнены, даже если сопровождаются угрозой наказания или рассказами о вреде для здоровья или для психики. Подобные негативные реакции чаще всего лишь усиливают чувство вины и тревогу, связанную с этим поведением. Детские сексуальные игры Дети препубертатного периода не только занимаются самостимуляцией, но и организуют игры, которые можно считать по своей природе сексуальными (Friedrich et al., 1991; Martison, 1994; Ryan, 2000). Такие игры затеваются с друзьями, братьями и сестрами того же или противоположного пола. Они могут иметь место даже в 2-3-летнем возрасте, но чаще происходят между четырьмя и семью годами. Альфред Кинси (1948, 1953) обратил внимание, что 45% опрошенных им женщин и 57% мужчин признавались, что играли в подобные игры до 12 лет. В другом исследовании родители 6-7-летних детей сообщали, что 76% их дочерей и 83% сыновей участвовали в сексуальных играх с друзьями или братьями/ сестрами (Kolodny, 1980). В еще одном исследовании 61% студентов колледжа рассказывали о своем участии в одном или нескольких вариантах сексуальных игр с другим ребенком до 13-летнего возраста (Greenwald & Leitenberg, 1989). 56% уже работающих взрослых припоминали, что до 12 лет они совершали действия сексуального характера с другими детьми (Ryan et al., 1988). Это могли быть демонстрация или исследование гениталий (часто под маской «игры в доктора») или даже симуляция полового акта путем трения друг о друга областью гениталий. Хотя многие взрослые, в особенности родители, зачастую реагируют на кажущиеся сексуальные аспекты игры, для многих детей сами игровые аспекты взаимодействия могут быть намного более значимыми, чем какая-либо сексуальная окраска: «Когда мы анализируем внешне сексуальные действия детей (вспоминая свое прошлое или глядя на собственных чад), мы реагируем на сексуальный аспект: секс — это очень важно, игра — неважно. Однако для ребенка справедливо прямо противоположное. Основное для него — игра. В то же время секс также может быть интересен, в основном потому, что это — запретный плод наряду с маминой коробкой украшений или папиным ящиком с инструментами» (Gagnon, 1977, р. 83). <Вопрос для критического размышления. Представьте себя родителем семилетнего ребенка. В один прекрасный день вы застаете его (ее) за «игрой в доктора» со сверстником противоположного пола. Они оба спустили свои штанишки и, кажется, увлечены рассматриванием друг друга. Как вы будете реагировать? Будет ли ваша реакция отличаться в зависимости от пола вашего ребенка?> <Задайте себе вопрос. Помните ли вы свои детские сексуальные игры с друзьями того же или другого пола? Оказали ли эти игры влияние на ваше половое и/или социальное развитие, и если да, то какое?>
Цой. Неважно, разогревающая это команда или нет. Просто у нас нет еще возможности сделать достаточно разнообразную длинную программу. Пока хватает минут на тридцать. РИО. Если представить, что у КИНО существует своя концепция построения концерта, к чему она ближе: к тому, чтобы самим искать контакт с публикой, или к тому, чтобы публика искала этот контакт?
Результаты изучения близнецов, а также родных братьев и сестер и приемных детей свидетельствуют о следующем: генетика объясняет примерно 50% индивидуальных различий в том, что касается личностных качеств. Общее влияние среды, включая и одинаковое влияние семьи, «ответственно» не более чем за 10% их личностных различий. Так что же «ответственно» за остальные 40-50%? По мнению Харрис, — влияние сверстников. Детей и подростков мнение сверстников волнует значительно больше, чем мнение родителей. Дети и подростки узнают новые игры, перенимают новые музыкальные вкусы и лексику, включая и бранные слова, преимущественно у своих друзей. А почему бы и нет? Ведь они играют вместе с ними, и наступит время, когда они будут работать в окружении именно этих людей и выбирать себе пару из них же. Заслуживают внимания следующие результаты исследований и наблюдений. — Нередко, несмотря на уговоры родителей, дошкольники отказываются есть незнакомую им еду, и это продолжается до тех пор, пока они не окажутся за одним столом с другими детьми, которые едят ее с удовольствием. — Хотя среди детей курящих родителей больше курильщиков, однако есть основания полагать, что курение — скорее результат влияния сверстников, чем родителей. Как правило, оказывается, что у начавшего курить ребенка есть приятель, который считает, что курение доставляет удовольствие, и угощает его сигаретами. — Более полувека тому назад в гитлеровской Германии в «Гитлерюгенд» — молодежную фашистскую организацию шли преимущественно дети из благополучных семей, принадлежавших к среднему классу (Rowe, 1994). Разрушительное воздействие на их нравственность оказало не плохое воспитание, а «непосильный груз» культурных перемен, происшедших в обществе.