«Многие действия, связанные с уходом за ребенком и его гигиеной, очень интимны и полны ощущений, так как включают в себя контакт с чувствительными органами (губами, ртом, анусом и гениталиями). А это, в свою очередь, может вызвать у младенца физиологические реакции чувственно-сексуальной природы. К этим действиям относится (помимо кормления грудью) приучение к туалету, купание и умывание, пеленание» (Martison, 1994, р. 11). Детская сексуальность В чем заключается нормальное и здоровое сексуальное поведение у детей? Это сложный вопрос, на который у нас нет определенного ответа из-за скудности данных по детской сексуальности. Исследования в этой области ограничены множеством факторов. Не последним из них являются политические спекуляции по поводу того, что «может расцениваться как эксплуатация детей или внушение им сексуальных идей» (Contemporary Sexuality, 1998, p. 1). Получить финансовую поддержку для исследования детской сексуальности сложно, а федеральные программы США запрещают или значительно затрудняют проведение подобных исследований. Вследствие этого наиболее достоверная и доступная информация по этой теме получена в результате наблюдений за пределами Америки, особенно в странах Европы (Contemporary Sexuality, 1998). В настоящее время группа исследователей обошла ряд упомянутых выше затруднений, опросив большую выборку матерей детей от 2 до 12 лет. Результаты этого информативного исследования описаны во вставке «Нормативное половое поведение у детей: современная модель». На грани. Нормативное половое поведение у детей: современная модель Не так давно психолог Вильям Фридрих и его коллеги (1998) из клиники Майо провели опрос большого количества матерей на предмет полового поведения, которое они могли наблюдать у своих детей. В результате были получены данные о поступках сексуального характера у 834 детей от 2 до 12 лет. (Этих детей обследовали на предмет сексуальных злоупотреблений.) Матерей расспрашивали о том, насколько часто они наблюдали 38 различных вариантов полового поведения у своих детей за последние 6 месяцев. Если о каком-либо типе поведения сообщали 20 или более матерей, Фридрих и его коллеги рассматривали его как нормальную форму проявления детской сексуальности в процессе развития. Некоторые из ключевых результатов этого важного исследования приведены в следующих разделах. За весь возрастной период, представленный в исследовании, был изучен широкий диапазон типов сексуального поведения с разными частотами встречаемости (см. таблицу). Наиболее частыми были самостимуляция, эксгибиционизм (часто — это демонстрация интимных частей тела другому ребенку во время «игры в доктора») и поведение, имеющее отношение к «нарушению личных границ» (например, трение о другого человека). Сексуально экспансивные поступки, такие как прикосновение к груди матери (или другой женщины) или взятие в рот гениталий другого ребенка, отмечались менее часто. Частота изучаемых типов полового поведения имела сильную обратную зависимость от возраста. Пик общей частоты приходился на возраст 5 лет для обоих полов. Затем же в течение следующих 7 лет наблюдался спад сексуальной активности. Двухлетние дети обоего пола из наблюдаемой группы были более сексуальны, чем 10-12-летние дети. Количество отмечаемых поступков сексуального характера повышалось у мальчиков и девочек до 5 лет, а затем начинало уменьшаться. Наблюдаемое снижение активности полового поведения после 5 лет не обязательно означает, что дети действительно реже совершают сексуальные поступки по мере взросления. Скорее, предполагают авторы, они становятся более скрытными в проявлении сексуальности. Кроме этого, дети более старшего возраста проводят больше времени со своими сверстниками, поэтому у родителей меньше возможностей для наблюдения. Этническая принадлежность существенно не влияла на описанные случаи полового поведения. Однако имелась положительная корреляция между отношением матери к сексуальности и частотой полового поведения. Матери, которые, по их словам, «спокойно» относятся к таким вещам, как нагота в кругу семьи, совместный сон и/или принятие ванны со своими детьми, отмечали более высокий уровень сексуальной активности у своих детей. Половое поведение у детей сильно зависело и от уровня образованности их матерей и отношения последних к детской сексуальности. Матери с более высоким уровнем образования, а также считавшие, что сексуальные чувства и поступки детей — это нормально, сообщали о более частых случаях сексуального поведения у своих чад.
РИО. Какие картины ты больше всего любишь рисовать? Цой. Иногда я рисую очень реалистические картины. Я учился рисованию, живописи десять или одиннадцать лет, поэтому я умею рисовать. Я знаю анатомию, как падает свет и все такое прочее. Иногда рисую собирательные картины, такие, как "История любви", которая и висит в ДК Свердлова. Мне больше нравятся собирательные картины, как некая вещь, которая имеет меньше отношения к академическому искусству. РИО. Существует такой термин - неоромантика. Как ты сам считаешь, насколько существенна, насколько весома эта приставка "нео-", во-первых, для направления в целом и, во-вторых, для работ КИНО?
Однако можно ли сказать, что именно культура формирует гендерные роли? Или они всего лишь отражение поведения, предначертанного мужчинам и женщинам самой природой? Разнообразие гендерных ролей в разных культурах и в разные эпохи свидетельствует о том, что они — результат воздействия культуры. Влияние культуры на гендерные роли Должны ли женщины заниматься домашней работой? Следует ли им больше думать о том, как помочь мужу продвинуться по службе, чем о собственной карьере? Джон Уильямс, Дебра Бест и их коллеги попросили ответить на эти вопросы студентов — представителей 14 культур (Williams & Best, 1990b). Едва ли не все опрошенные женщины имели более «равноправные» представления, чем их соученики-мужчины. Однако различие между странами было несравненно более заметным. Так, нигерийские и пакистанские студенты считают гендерные роли мужчин и женщин более определенными, чем голландские и немецкие студенты. Ифтикар Хассан, сотрудник Национального пакистанского института психологии, так объясняет традиционный статус своих соотечественниц: «Она знает, что рождение девочки не обрадовало ее родителей, и ей не приходится сетовать на то, что ее не отправили в школу, поскольку ей не придется работать. Ее учат быть терпеливой, жертвенной и покорной... Если ее брак оказывается неудачным, вина за это возлагается на нее. Если один из ее детей не сумеет найти своего места в жизни, она будет признана основной причиной его неудач. А в тех редких случаях, когда она — по собственной инициативе пли по инициативе мужа — получает развод, ее шансы на повторный брак чрезвычайно малы, ибо пакистанская культура очень сурова по отношению к разведенным женщинам» (Hassan, 1980).