Представьте себе, что вы — участник одного из экспериментов Шерифа. Вы сидите в темной комнате, и в 4,5 метрах от вас появляется святящаяся точка. Сначала решительно ничего не происходит. Затем она передвигается в течение нескольких секунд, после чего исчезает. А вам нужно ответить на вопрос, на какое расстояние она сместилась. В комнате темно, и у вас нет никакой «точки отсчета», которая помогла бы вам определить его. И вы начинаете гадать: «Может быть, сантиметров на 15». Экспериментатор повторяет процедуру, и на этот раз на тот же самый вопрос вы отвечаете по-другому: «25 сантиметров». Все ваши последующие ответы колеблются вокруг цифры «20». На следующий день, вернувшись в лабораторию, вы оказываетесь в обществе еще двух испытуемых, которые накануне, как и вы, наблюдали за светящейся точкой поодиночке. Когда заканчивается первая процедура, ваши товарищи предлагают свои ответы, исходя из уже имеющегося у них опыта. «2,5 сантиметра», — говорит первый. «5 сантиметров», — говорит второй. Несколько растерявшись, вы тем не менее говорите: «15 сантиметров». Если процедура будет повторяться в том же составе и в течение этого дня, и в течение двух последующих дней, изменится ли ваш ответ? Ответы участников эксперимента Шерифа, студентов Колумбийского университета, изменились весьма существенно. Как показано на рис. 6.1, обычно складывалась некая групповая норма. Она не соответствовала действительности. Почему? Потому что световая точка вообще не двигалась! Эксперименты Шерифа были основаны на иллюзии восприятия, известной под названием «автокинетическое движение». Рис. 6.1. Типичный пример образования норм в экспериментах Шерифа. Оценки тремя испытуемыми расстояния, на которое якобы смещалась световая точка, от опыта к опыту все более и более сближались. (Источник: Sherif & Sherif, 1969, p. 209) Этот метод был использован Шерифом и его помощниками для того, чтобы понять, насколько люди внушаемы. Что произойдет, если повторно протестировать испытуемых через год? Вернутся ли они к своим первоначальным оценкам или по-прежнему будут придерживаться групповых норм? (Rohrer et al., 1954). (О чем свидетельствует поведение испытуемых — об уступчивости или о согласии?)
Это не помешало "Советской культуре" в номере от 28 апреля того же года заявить устами своего спецкора А. Александрова: "Несколько "салонный", с моей точки зрения, "Аквариум" со спорными поэтическими достоинствами песен Б. Гребенщикова завоевал себе уже признание и соответствующее официальное одобрение позитивностью эстетической программы, а может быть, обаянием личности своего лидера. Зато "Наутилус", словно по контрасту, обнаружил все, что так симптоматично для сегодняшней негативной проблематики рок-музыки: отрицание ради самого отрицания, агрессивность без цели, эпатаж, дабы привлечь внимание и снискать успех, посредственное владение поэтическим и музыкальным арсеналом рок-музыки. Отсюда и выход лидера ансамбля в галифе, с Георгиевским крестом на груди (?!), заунывное, нарочито глумливое исполнение песни "Разлука" и агрессивная манера музицирования..." Уже к осени 1987-го НАУ завоевал безоговорочное признание фанов, а на следующий год, как это часто бывает, стал супергруппой советского рока, его песни звучали из каждого окна, в каждом кафе, магазине, парикмахерской. Те же песни, что слушали тогда, заткнув уши, члены Союза композиторов.
Это допустимо 21 41 54 Не знаю 11 9 6 (Источник: Социологические опросы 1969, 1978, 1991.) Причины, побуждающие молодых людей вступать в половую связь Вступать в половую связь подростков побуждает множество причин. Увеличенная выработка половых гормонов, особенно тестостерона, усиливает сексуальное желание и привлекательность у обоих полов. Для некоторых подростков причиной является любопытство и чувство готовности попробовать «это». Около половины мужчин и четверти женщин в исследовании NHSLS отмечали, что основной причиной первого коитуса было любопытство и чувство готовности к сексу (Laumann et al., 1994). Многие подростки считают, что сексуальные отношения — это настоящее проявление привязанности или любви (Sprecher & McKinney, 1993). Почти половина женщин и четверть мужчин, участвовавших в исследовании NHSLS, говорили, что привязанность к партнеру была основной причиной их первого сексуального контакта (Laumann et al., 1994). Другими причинами, способными склонить подростков к половой связи, могут быть стремление вести себя «как взрослые», влияние партнера, влияние со стороны сверстников, чувство обязанности по отношению к партнеру (Lammers et al., 2000; Rosenthal et al., 1999). Исследование NHSLS приводит наиболее исчерпывающие сведения относительно причин вступления в первую половую связь. Лишь у относительно небольшого процента участников этого опроса первый сексуальный опыт был в брачную ночь (7% мужчин и 21% женщин). Большинство респондентов, занимавшихся сексом в подростковом возрасте, начали делать это в возрасте младше 19 лет. Как показано в табл. 9.4, около 92% участников мужского пола говорили, что первый половой акт произошел по их инициативе. Как бы то ни было, но только 71% женщин утверждают то же самое. Около 4% женщин (в сравнении с 0,3% мужчин) были принуждены к первой половой связи. Таблица 9.4. Первая сексуальная связь: по желанию, без желания, по принуждению