По разным данным, 6-11% девочек-подростков и 11-14% мальчиков сообщали об однополом контакте в подростковом возрасте (Haffner, 1993; Hass, 1979; Sorenson, 1973). Подавляющее большинство этих контактов происходит не с более старшими людьми, а с ровесниками. Однако это не всегда определяет дальнейшую ориентацию. Однополые контакты с целью получения эротических ощущений могут быть как экспериментальными и преходящими, так и проявлением пожизненной половой ориентации. Многие гомосексуалисты никак не проявляли своих сексуальных склонностей до взрослого возраста. Многие же гетеросексуалы имели один или несколько случаев гомосексуальных взаимодействий в более раннем возрасте. Некоторые подростки все же считают себя геями, лесбиянками или бисексуалами. Процесс гомосексуальной идентификации у человека может начинаться с осознания того, что его ощущение полового влечения отличается от шаблона, описанного сверстниками. Иногда случается один или несколько гомосексуальных эпизодов, прежде чем юная личность либо определит эти переживания как гомосексуальные, либо просто осознает их смысл и значение. Подростки-геи и бисексуалы часто встречаются с враждебной реакцией общества на их ориентацию. Поэтому им особенно сложно уживаться с собственной развивающейся сексуальностью. В отличие от других мировых сообществ американское общество старается не признавать существование подростковой сексуальности. Это касается даже «допустимой» гетеросексуальности. Таким образом, подростки, отклоняющиеся от доминирующего гетеросексуального поведения, могут вдвойне осуждаться обществом — и за сексуальную ориентацию, и за сам факт сексуальной активности. Для большинства гомосексуальных и бисексуальных подростков процесс примирения их сексуальности с ожиданиями сверстников и родителей сложен и зачастую травматичен. Это может привести к тяжелым проблемам — необычайно высокой частоте депрессий, злоупотреблению психоактивными веществами и попыткам суицида. Для подростка больно быть «белой вороной», когда их часто презирают даже ровесники. Подозреваемые в гомосексуализме подростки иногда подвергаются вербальной и физической агрессии (Dover, 2000; Finz, 2000; Safren & Heimberg, 1999). Многие геи и лесбиянки подросткового возраста не могут открыто поговорить с родителями о своей ориентации. А те, кто решается на это, нередко подвергаются эмоциональному (если не физическому) отталкиванию (Dempsey, 1994; Hersch, 1991). Они даже могут уйти из дома — добровольно или их попросту выгоняют по причине неприятия родителями их сексуальной ориентации. Некоторые подростки-гомосексуалисты могут даже стать жертвами насилия со стороны членов их семей (Hunter, 1990; Safren & Heimberg, 1999). Молодые люди с гомосексуальной ориентацией не только терпят насилие, но и не могут найти человека, которому можно довериться, поделиться своими проблемами или который поможет найти выход (Safren & Heimberg, 1999). Родители, чиновники, врачи и учителя часто не способны предложить конструктивную помощь или поддержку. Помимо этого в обществе, где боятся и осуждают однополую ориентацию, как правило, мало позитивных ролевых моделей для геев, лесбиянок или бисексуальных подростков. Уже из этой короткой дискуссии становится очевидным, что американские подростки-гомосексуалисты нередко вынуждены искать внутреннего согласия со своей ориентацией в контексте сильного социального давления и неприятия этой социальной ориентации. Незавидная участь! К счастью, в последние годы в США происходят заметные сдвиги в сторону большей терпимости общества к поведению, которое отклоняется от доминирующих шаблонов сексуального и полоролевого поведения. Все более доступной становится информация о гомосексуализме, служащая поддержкой для людей с однополой ориентацией. Сейчас многие колледжи и некоторые высшие школы Америки создают условия для организации групп поддержки студентов-геев и лесбиянок. По всей стране на базе высших школ организовано 700 «гей-альянсов» (союзов геев и натуралов) (Gay-Straight Alliances, GSAs). GSA — это клубы, в которых состоят и гомосексуалисты и гетеросексуалисты. Они встречаются, чтобы обменяться информацией, поддержать друг друга и разработать стратегии по изменению антигейских настроений в их школах. В своем рвении создать для геев и лесбиянок более позитивную атмосферу в школе члены GSA «пытаются "образумить" не только хамов и грубиянов из их классов, но и взрослых — учителей, администраторов и родителей» (Ness, 2000, р. 1). Особенно полезными источниками поддержки и конструктивной информации для подростков-гомосексуалистов являются чаты и доски объявлений в Интернете. Кроме того, в последние годы гомосексуальность стала более заметной и представлена средствами массовой информации в более позитивном свете. Некоторые звезды спорта и шоу-бизнеса, открыто признавшие свою гомосексуальность, стали основой потенциальных ролевых моделей (см. главу «Сексуальные ориентации») для более детальной информации о гомосексуальности в средствах массовой информации, а также об интернет-сообществах для геев. Будем надеяться, что возрастающая общественная терпимость к гомосексуализму, более позитивные ролевые модели и образы, созданные средствами массовой информации, облегчат подросткам с гомосексуальной ориентацией период становления их сексуальности. Подростковая беременность
Прекрасный звукорежиссер А. Гноевых, по кличке Полковник, работает в Свердловске. Ему мы обязаны альбомами УРФИНА ДЖЮСА, ТРЕКА, КАБИНЕТА и других свердловских групп. Относительно немногие команды имели и имеют возможность работать с профессиональной аппаратурой: многоканальными магнитофонами, микшерскими пультами, качественными микрофонами. В подавляющем большинстве случаев молодые музыканты используют "квартирный" способ записи, то есть пишутся на бытовую технику, а вместо многоканальной системы применяют метод многократного наложения записей. Таким путем даже в одиночку можно записать фонограмму, имитирующую звучание группы.
Давление группы: эксперименты Аша Участники экспериментов Шерифа, в которых использовалось автокинетическое движение, сталкивались с неоднозначной реальностью. Рассмотрим более определенную с точки зрения восприятия проблему, с которой столкнулся мальчик по имени Соломон Аш (1907-1996). Аш вспоминал, как во время седера [Седер — ритуальный ужин, который устраивается на еврейскую Пасху. — Примеч. перев.] спросил у своего дяди, сидевшего рядом с ним: ««Почему дверь должна быть не заперта?» Дядя ответил: «В этот вечер пророк Илия заходит в каждый еврейский дом и отпивает глоток вина из приготовленной специально для него чаши». Эта новость поразила меня, и я переспросил: «Неужели он правда приходит? И то, что он пьет, тоже правда?» — «Если ты будешь смотреть очень внимательно, когда откроется дверь, ты увидишь — смотри на чашу! — ты увидишь, что вина стало чуточку меньше», — сказал дядя.