Несмотря на то что в последние годы увеличилась доступность информации о контрацептивах, а также служб планирования семьи для американских подростков, насущной социальной проблемой остается пугающе высокая частота случаев подростковой беременности. Среди стран Запада Соединенные Штаты имеют самую высокую частоту беременности лиц моложе 20 лет (Singh & Darroch, 2000). В этой стране достаточно высока и частота родов у подростков. В 1970-х годах она составляла 68,3 случая родов на 1000 подростков. Затем, несмотря на снижение до 51,0/1000 к 1985 году, она снова возросла и к 1991 году составляла до 62,1/1000. С 1991 года частота подростковых родов плавно снижалась: 58,9/1000 в 1994; 54,4/1000 в 1996; 51,1/1000 в 1998 и 49,6/1000 — в 1999 году (Curtin & Martin, 2000). Частота родов в 1999 году была на 20% меньше, чем на последнем пике — в 1991 году. Основная причина снижения частоты беременности и родов у подростков в 1990-х — это более эффективная контрацепция (в первую очередь у сексуально активных девушек), а не воздержание (Alan Guttmacher Institute, 1999). Снижение частоты родов в США (на 20% за период с 1970 по 1995 год) было достаточно небольшим на фоне общего снижения, наблюдаемого в этот период во многих индустриальных странах (Singh & Darroch, 2000). На самом деле из 33 развитых государств по частоте родов среди подростков США на данный момент стоят на втором месте после России (см. вставку «Частота беременности и родов у подростков развитых стран»). Лики сексуальности. Частота беременности и родов у подростков развитых стран В 1970-х годах было выявлено, что частота беременности и родов у подростков Соединенных Штатов была одной из самых высоких среди большой выборки развитых стран. В противоположность этому данные показатели очень малы в Японии и некоторых странах Западной Европы — в Нидерландах, Швейцарии, Швеции, Дании и Финляндии (Jones et al., 1985; Westoff et al., 1983). Co времен этих исследований прошло почти 25 лет, и в мире произошло много социальных изменений, которые имеют потенциальное влияние на половое и репродуктивное поведение подростков. Среди них: 1) повышение частоты родов у незамужних женщин всех возрастов; 2) большая терпимость к вынашиванию внебрачных детей подростками среди более старших женщин; 3) повышение доступности контрацепции и абортов во многих цивилизованных странах и 4) возросшая доступность полового просвещения (Donovan, 1998; Lindhal & Laack, 1996; Popova, 1996; Rahman et al., 1998; United Nations, 1995; 1998; Vilar, 1994). Кроме того, радикальная трансформация политической структуры во многих государствах Восточной Европы повлияла на их экономику и здравоохранение. А это, в свою очередь, оказало воздействие на жизненные перспективы молодых людей и их половое поведение (Burger et al., 1998; Omeragic, 1998; Prozhanova & Tantchev, 1995). В недавней статье Сушилы Син (Susheela Singh) и Жаклин Дарро (Jacqueline Darroch) (2000) приведены новые данные о подростковой беременности и родах в 33 развитых странах за период с середины 90-х. При составлении своего доклада Сайн и Дарро использовали данные, полученные из различных источников, включая результаты переписи населения, официальную статистику и опубликованные материалы национального и международного уровня. При анализе этих данных было обнаружено, что частота родов у подростков за последние 25 лет в большинстве стран снизилась. В некоторых случаях это снижение даже превысило 50%. Эта распространенная тенденция к уменьшению частоты беременности и родов у подростков «наблюдается во всем цивилизованном мире и говорит о том, что причины этого всеобщего процесса шире, чем просто факторы внутри отдельно взятой страны» (р. 14). Сайн и Дарро предполагают, что у повсеместного снижения частоты подростковой беременности и родов есть несколько причин. Эти причины включают следующее: 1) повышенную важность образования как средства достижения экономической стабильности и жизненного благополучия; 2) возросшую у молодых мотивацию к достижению более высокого уровня образования и профессиональной подготовки; 3) у молодых женщин стали преобладать другие цели (нежели материнство и семья). При изучении полученной в результате таблицы выясняется, что среди 33 различных цивилизованных сообществ уровень подростковой беременности очень варьирует: от самого низкого — в Японии (10 беременностей на 1000 подростков в год) до крайне высокого — в России (более 100 на 1000). В большинстве стран Западной Европы, в Израиле, Японии и в Словении уровень подростковой беременности очень низок. Средние показатели имеют место в Австралии, Канаде, Чехии, Великобритании, Венгрии, Исландии, Латвии, Новой Зеландии, Норвегии и Словакии. Высокая или очень высокая частота подростковой беременности (более 60 на 1000) отмечается в Белоруссии, Болгарии, Грузии, Молдове, Румынии, России и в США. Обращает на себя внимание то, что в середине 1990-х (как и в конце 1970-х — начале 1980-х) Соединенные Штаты занимают одно из первых мест по подростковой беременности, отставая лишь от Российской Федерации. В таблице отражена и частота подростковых родов в 33 цивилизованных странах. Она сходна с данными по беременности. Самые высокие цифры (50 и более родов на 1000 подростков) отмечаются в трех странах — в Грузии, в Молдове и в США. Причем в Америке этот показатель выше всего. Частота подростковой беременности и родов в год (на 1000 женщин от 15 до 19 лет) в 33 странах
... Эпилог.
Именно это и произошло. Я впился взглядом в чашу с вином: мне во что бы то ни стало нужно было увидеть, изменится в ней что-нибудь или нет. Это было мучительно, и, конечно, нельзя было быть абсолютно уверенным в этом, но мне показалось, что что-то на самом деле произошло с вином и его уровень в чаше немного понизился» (Aron & Aron, 1989, р. 27). Прошли годы, и социальный психолог Аш воссоздал в своей лаборатории ситуацию, воспоминания о которой сохранились у него с детства. Представьте себя в роли одного из добровольных участников эксперимента Аша. Вы сидите шестым в ряду, в котором всего 7 человек. Сначала экспериментатор объясняет вам, что все вы принимаете участие в исследовании процесса восприятия и связанных с ним суждений, а затем просит ответить на вопрос: какой из отрезков прямой, представленных на рис. 6.2, равен по длине стандартному отрезку? Вам с первого взгляда понятно, что стандартному отрезку равен отрезок № 2. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все 5 человек, которые ответили до вас, сказали: «Отрезок № 2». Рис. 6.2. Эксперимент Соломона Аша по изучению конформизма. Карточки с изображением стандартного отрезка прямой и отрезков, из которых нужно выбрать равный ему по длине. Участники эксперимента должны решить, какой из трех отрезков (№ 1, № 2 или № 3) равен по величине стандартному отрезку Следующее сравнение проходит столь же легко, и вы настраиваетесь на кажущийся вам простым тест. Однако третий раунд очень удивляет вас. Хотя правильный ответ кажется таким же бесспорным, как и в первых двух случаях, первый отвечающий дает неверный ответ. А когда и второй говорит то же самое, вы приподнимаетесь со стула и впиваетесь глазами в карточки. Третий испытуемый повторяет то, что сказали первый и второй. У вас отвисает челюсть, и тело покрывается липким потом. «В чем дело? — спрашиваете вы себя. — Кто из нас слеп? Они или я?» Четвертый и пятый соглашаются с первыми тремя. И вот взгляд экспериментатора устремлен на вас. Вы испытываете то, что называется «эпистемологической дилеммой»: «Как мне узнать, кто прав? Мои товарищи или мои глаза?» В ходе экспериментов Аша в подобной ситуации оказывались десятки студентов. Те из них, кто входил в состав контрольной группы и отвечали на вопросы экспериментатора, будучи один на один с ним, в 99 случаях из 100 давали правильные ответы. Аша интересовал следующий вопрос: если несколько человек (помощники, «подученные» экспериментатором) дадут одинаковые неверные ответы, станут ли и другие испытуемые утверждать то, что в другой ситуации они бы отрицали? Хотя некоторые испытуемые ни разу не проявили конформности, три четверти из них продемонстрировали ее хотя бы единожды. В целом 37% ответов оказались «конформными» (или следует сказать, что в 37% случаев испытуемые «полагались на других»?). Разумеется, это означает, что в 63% случаев конформизма не было. Вопреки тому, что многие его испытуемые продемонстрировали свою независимость, отношение Аша к конформизму было таким же недвусмысленным, как и правильные ответы на поставленные им вопросы: «То, что вполне интеллигентные и исполненные благих намерений молодые люди готовы назвать белое черным, вызывает тревогу и заставляет задуматься как о наших методах обучения, так и о нравственных ценностях, направляющих наше поведение» (Asch, 1955).